«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы.
В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.
Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в работе нашего класса. Я, как классный руководитель, провожу огромную работу по патриотическому воспитанию учащихся.
Самое главное в нашей деятельности – это память поколений. Память прошлого и связь с настоящим.
Мне 62 года. История жизни моих родных и близких, их судьбы, позволили моим отцу и матери привить нам – детям, любовь к своей стране, к уважению исторического прошлого страны, к уважению и почитанию своих предков. Мой дед Кондратов А.М. герой гражданской и отечественной войн, погибший в августе 1945 года в Румынии, мой отец Кондратов Н.А. участник Сталинградской битвы, инвалид 1 группы, прошедший все ужасы плена, моя тетя Кондратова О.А. медсестра Куниковской морской бригады, защищавшая Малую землю, мои остальные родственники, защитники нашей родины. Да разве могли мы – послевоенные дети стать другими?
С первых дней работы в школе (с 1976 года) я всегда рассказываю учащимся о своих родных, показываю их ордена и медали, фотографии, тем самым показываю на личном примере, как нужно любить свою родину, свою семью, своих предков. Всю мою работу по гражданскому и патриотическому воспитанию просто невозможно перечислить. Главное, что я всю свою педагогическую деятельность направляю на то, чтобы не только научить читать, писать, решать, но и на то, чтобы воспитать настоящего гражданина своей страны. И это мне удается.
Готовясь к празднованию 70-летию Великой Победы над фашистской Германией, в 2015 году, я составила план работы, в который входили следующие мероприятия:
Оформление обучающимися альбомов «Что я знаю о войне». В этих альбомах были освещены следующие темы: «Начало войны», «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Взятие Берлина», «Узники концлагерей», «Партизанская война», «От солдата до маршала», «Труженики тыла», «Мои родные в годы войны».
Экскурсии в краеведческий музей и к мемориалу Вечного огня.
Посещение участников войны и тружеников тыла на дому с концертными программами.
Оформление альбома для краеведческого музея «Из воспоминаний» детей войны.
Проведение совместного мероприятия со Школой искусств и фольклорным ансамблем «Сударушка» - «Песня далекая и близкая».
Показ театрализованного представления труженикам тыла, силами учащихся, под названием «Женщина воин – женщина труженица тыла»
Участие в акции «Бессмертный полк».
Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития является духовно-нравственное воспитание. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.