Выступление по теме Гражданско-правовое воспитание школьников
МОУ Саввинская средняя общеобразовательная школа
имени С. А. Калабалина140332 Егорьевский район, село Саввино, микрорайон Восточный, д. 8.
Факс:8(496 40) 28934, телефон: 2-89-36.
schoolsav08@mail.ruГражданско-правовое воспитание школьников
в МОУ Саввинской СОШ
имени С.А. Калабалина
Педагог-психолог: Брыкова Т.М.
г.Егорьевск 2014год.
«Какими дети рождаются, это ни от кого
не зависит, но чтобы они путем
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти».
Плутарх
На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры учащихся МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина , должны решаться следующие задачи:
формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края;
формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;
формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого человека на жизнь.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданско-правового воспитания в школе:
1. повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
2. формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
3. социализация личности.
В направлении гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
ВЫВОД: Гражданин – это человек не только обладающий правами и обязанностями в своём государстве и находящийся под защитой его законов, но и человек, который искренне переживает за судьбу страны, и повелению своего сердца стремиться совершать поступки во благо Отечества.
Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Всегда волнует вопрос не только, кем станут дети, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
Гражданско-правовое образование в МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина включает в себя три ступени.
Первая ступень (начальное образование) - закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Вторая ступень (основная школа) - продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В основу реализации поставленных задач гражданско - правового воспитания школьников, повышения их образовательного уровня закладывается сложная многоуровневая система, которая включает в себя:
Учебный процесс.
Уроки обществознания.
Внеурочную деятельность:
Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, единые дни отказа от курения, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч.
Работа родительского комитета .
Классные часы «Азбука права».
Участие в районных конкурсах .
Школьное методическое объединение классных руководителей.
Органы ученического самоуправления.
Олимпиада по обществознанию
Система гражданско - правового воспитания и образования в Саввинской средней общеобразовательной школе основывается на таких нормативных документах, как
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ
Закон «Об образовании» ст.14 п.1,2
Декларацию прав человека ст.26,
Конвенцию ООН о правах ребенка (преамбула).
Закон по М.о «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизме среди несовершеннолетних( принят декабрь 20010 года)
Закон по М.о. «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в М.о» (принят ноябрь 2009 г) ( все законы в информационном стенде по защите прав участников образовательного процесса ученик, учитель, родитель)
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории, которые позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогают успешно ориентироваться в социальной реальности. На этих уроках подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника …), усваивают идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.
В этих целях учитель обществознания и истории Некозырева В.В включает следующие мероприятия:
1. Изучение основного закона государства – Конституции;
2.Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
4. Проведение деловых игр: «Выбор главного государственного советника», «Комиссия по правам ребёнка», диспута - «Что такое вера и нужна ли религия в современном мире?», игры - «Письмо участников военного конфликта», конкурсов «Право и мы», участие в районной олимпиаде, посвящённой избирательному праву , круглый стол «Правозащитники» , направленный на повышение правовой культуры у ребят. и т.дВ целях просвещения в области защиты прав человека и формирования первичных навыков правозащитной деятельности на Управляющем совете школы было предложено выбрать Уполномоченного по защите прав всех участников образовательного процесса в школе, которым являюсь я, Брыкова Т.М. В связи с этим в школе сложилась целостная, непрерывная, открытая система правового воспитания и правозащитной деятельности. (слайд адм-зим.дир.кл.рук., амбдусмен)
За время совместной работы был оформлен информационный стенд (слайд) «ВСЁ О ДЕТЯХ, ВСЁ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ», стенд-книга «ДЕТСТВО ПОД ЗАЩИТОЙ», в которых имеется информация для компетентного пользования: законами, памятками, телефонами экстренных служб, формами для заполнения, анкеты и т.п..
В правовом просвещении и правозащите участвуют не только учащиеся, учителя школы и родители, но и представители различных организаций, которые, так или иначе, задействованы в профилактике правонарушений и формировании ЗОЖ детей и молодежи.
В день Всероссийский правовой помощи детям в целях организации консультации по вопросам прав детей, юридических аспектов опеки и детско - родительских отношений для взрослых состоялась встреча за круглым столом уч- ся 8-10 классов с юристом Молчановым Сергеем.
(Слайд)
Традиционными являются профилактические встречи со старшим инспектором ОДН, который также знакомит обучающихся с изменениями в законах, касающихся несовершеннолетних в РФ.
(слайд)
На общешкольные родительские собрания приглашалась представитель уполномоченного по правам ребёнка по Московской области Егорьевского района Красина И.Ю, она информировала о правах и обязанностях родителей и им были вручены памятки «Права и обязанности».
Также неоднократно взаимодействовали с органами опеки и социальной защиты. Рейды в неблагополучные семья, в которых нарушались права детей.
Школьным органом по защите прав участников образовательного процесса в лице Уполномоченного ведётся журнал учёта обращений детей и их родителей. На данный момент конфликтных ситуаций не зафиксировано.
На протяжении двух лет мы являемся участниками конкурса «Права человека глазами ребенка» в целях овладения обучающимися знаниями в области прав человека. Первый этап школьный, лучшие работы были отправлены на второй этап – муниципальный. В этом году мы стали призёрами среди школ города и района. Наша работа отправлена на область , мы с нетерпением ждём результата.
Конечным результатом нашей совместной работы должна стать положительная динамика роста в гражданственно-правовом направлении, т.к. подобные формы работы предполагают социально-профилактическую роль в формировании правовой осведомленности. Только тогда право защищает человека.