Статья ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Гуров Владимир Александрович
канд. пед. наук, доцент Калининградского областного
института развития образования,
г. Калининград, Россия.
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гурова Валентина Павловна
канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ, зав. кафедрой
естественных наук Муниципального автономного
образовательного учреждения лицея №23,
г. Калининград, Россия.
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры, преодоления потребительского отношения к природе, совершенствование базового школьного образования путем внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения педагогической деятельности, направленных на компетентностное личностно ориентированное образование, введение в образовательный контекст методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: Устойчивое развитие; экологическая культура; личностно ориентированное образование; проектный метод.
ENVIRONMENTAL EDUCATION
IN WAY OF MODERN EDUCATION PARADIGM
Gurov Vladimir
Candidate. ped. Sciences, Associa
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·n lyceum №23, Kaliningrad, Russia.
ABSTRACT
This article discusses the formation of ecological culture, overcoming consumer attitude towards nature, the improvement of basic school education by introducing alternative forms and methods of teaching activities in the educational process, aimed at competent personality-oriented education, the introduction in the educational context of methods and technologies through research and design activities of students.
Keywords: sustainable development; еcological culture; рersonally oriented education; рroject method.
В начале XXI-го века человечество в своем развитии столкнулось с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, которая смогла бы противостоять надвигающемуся глобальному экологическому кризису. В наши дни не вызывает сомнений утверждение о том, что достижение целей устойчивого развития невозможно без коренного изменения всего мироощущения человека, без формирования экологической культуры. Однако то, что воспитывалось веками – потребительский подход к природе – очень трудно изменить. И здесь особое значение приобретает экологическое образование, которое призвано создавать нравственную и интеллектуальную основу нашего будущего [6].
Экологическое образование сегодня расширило рамки своего понятия и связано уже не столько с охраной и улучшением природы. Наше общество не может более делиться на безрассудных и безответственных пользователей природных благ и ее отчаянных защитников. Каждое общество имеет право на свое развитие, но это развитие может и должно происходить не на условиях эксплуатации богатств окружающей среды, а на условиях сбережения, сохранения, разумного использования, осуществления экономической деятельности при нанесении минимального воздействия на окружающую среду.
Поэтому мы должны научиться сами и научить будущие поколения не только знать Природу вообще. Мы должны понять, почему самые разнообразные природные ресурсы все более и более становятся дефицитом, почему окружающая среда уже не способна адсорбировать в себе загрязнения и отходы и во многих местах начала деградировать? Почему, в конце концов, кем-то разрабатываются и принимаются безграмотные и безрассудные, сиюминутные решения, идущие во вред, как природе, так и здоровью самого человека?
Безусловно, процесс познания всего этого длинный и трудный, ему нет конца. На всем протяжении нам нужны знания и навыки, которые передаются от учителя к ученику, причем этот процесс не имеет ограничений ни по возрасту, ни по социальному или должностному положению, ни профессиональному или иному признаку.
Вопросы: «Как этого добиться? Как сделать современное экологическое образование эффективным?» не раз будут вставать перед педагогической общественностью. Столь же очевидно, что на них нет простого, однозначного ответа.
Образование для устойчивого развития, включающее в себя формальный и неформальные компоненты, является принципиально важным средством достижения устойчивого развития всех стран и народов и, следовательно, их наилучшего благосостояния.
В «Повестке Дня на XXI век» определены важнейшие задачи образования для устойчивого развития: совершенствование базового школьного образования; переориентация существующего образования на решение задач устойчивого развития; развитие общественного мнения и местных инициатив [7].
Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство, развития личности.
В связи с этим возникает вопрос: чему и как учить? Одним из ответов на этот вопрос времени является идея компетентностного личностно ориентированного образования.
Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не просто информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Для общеобразовательной школы актуальным является наличие и развитие у школьника универсальных уче6бных действий, которые соотносятся с блоками его когнитивных, креативных, коммуникативных и мировоззренческих личностных качеств [3].
Требования к образовательным результатам – предметным, метапредметным и личностным, сформулированные во вводимом Федеральном Государственном образовательном Стандарте, укореняют в качестве приоритета деятельности общеобразовательной школы развитие способностей учащихся.
Вопрос о переориентации современного школьного образования – это вопрос не столько о «количестве» образования, сколько о самих подходах к конструированию новой педагогической системы, интегрирующей в себя проблемы окружающей среды, экономики и общества, соответствующей целям достижения устойчивого развития. Система образования для устойчивого развития должна предусматривать также активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения на основе усвоения знаний, умений и навыков, перспектив и ценностей, руководящих и мотивирующих поведение людей. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В перечне условий успешного протекания этого процесса входят творчество учителей и обучаемых, ответственность за передачу и получение знаний, кадровое, методическое, техническое и информационное обеспечение, привлечение опыта реальных ситуаций, овладение практическими навыками, в особенности принятия решений, осуществление мониторинга окружающей среды и наблюдение за ее реакцией на деятельность или вмешательство человека.
Образование в области устойчивого развития предполагает реализацию соответствующего междисциплинарного подхода, интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, а также основополагающих прав человека [7]. Другими словами, эффективное решение проблемы образования для устойчивого развития требует интеграции многих общих и специальных дисциплин и научных разработок. Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде.
Современное экологическое образование, как и любой общественно значимый процесс, нуждается в определении стратегических целей, приоритетных задач, выборе инструментов, установлении индикаторов результативности процесса. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к отбору содержания образования для устойчивого развития, являются следующие:
Во-первых, включаемые в программу знания и умения должны касаться трех важнейших тем данного типа образования – окружающей среды, экономики, общества.
Во-вторых, изучаемые проблемы и вопросы должны иметь прямое отношение к реальной жизнедеятельности учащихся.
В-третьих, формируемые знания, умения, ценности и отношения должны соответствовать возрастным особенностям обучаемых.
В-четвертых, рассматриваемые проблемы и вопросы должны побуждать учащихся к конкретным действиям по их устранению или смягчению.
Совершенно бесполезно пугать маленьких детей такими проблемами и опасностями, которые они не могут решить, контролировать или за которые они не несут ответственности. Педагогически целесообразным является такой под
·ход к обучению, который позволяет детям рассматривать местные, значимые для них проблемы, в плане решения которых они могут высказать свои мнения или осуществить некоторые практические действия.
Один из главных приоритетов Федерального Государственного образовательного Стандарта - гарантия качества обучения и воспитания. Решить эту проблему можно, реализуя идею личностно-ориентированного образования, перейдя от предметно-центристского к дето-центристскому принципу обучения. Каждый педагогический коллектив должен понять и признать, что надо идти не от заданности учебных планов и программ и подстраивания ученика под них, а от образовательных возможностей и потребностей личности ребенка.
Личностно ориентированное образование это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса [5, C. 21].
В последние годы появилась настоятельная потребность реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов. Вопросы патриотического, правового, экологического, эстетического воспитания, взаимоотношений между людьми – все это, в конечном счете, вопросы нравственного аспекта. Экологическая культура должна стать ведущим компонентом общей культуры человека и новым способом соединения и примирения общества с природой, более глубокого ее познания.
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. Именно в этом его главная общественная ценность [4, С.75].
Переход в соответствии со Стандартом на новое образовательное содержание – деятельностное и мыследеятельностное требует широкого внедрения в образовательный процесс задачно-целевых, проблемно-ситуационных форм и способов ведения педагогической деятельности, направленной на компетентностное лично ориентированное образование, введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Внедрение проектного метода обучения с экологической составляющей в педагогическую практику позволит обеспечить построение единой образовательной системы творческого воспитания и развития личности детей и подростков, формированию и развитию у них ключевых компетенций, экологической культуры, способствовать успешной социальной адаптации и приобретению позитивного социального опыта.
Метод проектов (проектный метод обучения) широко внедряется в педагогическую практику педагогов единой образовательной системы Калининградской области. Так, в системе курсов повышения квалификации при кафедре педагогики и психологии Калининградского областного института развития образования разработан и методически обеспечен образовательный модуль «Проектный метод в предметном обучении учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения», который вызывает широкий интерес, понимание и поддержку педагогического сообщества.
Подтверждением тому служит педагогическая деятельность учителей естественно научных дисциплин школ - базовых экспериментальных площадок. Содержание предметов преподносится учащимся не как готовое задание, а как система познавательных задач, решая которые, школьники самостоятельно формулируют теоретические положения. Таким образом, вводится альтернативная форма организации учебного процесса - задачно-целевая, проблемно-ситуационная.
В рамках личностно ориентированного обучения формируются и развиваются деловые качества школьников, которые обеспечивают успешность в любой сфере деятельности.
С этой целью нами разработана и успешно применяется в педагогической практике формула успеха:
У= Сn + Md + C,
где: - Сn – способность; - Md - мотивация достижения; - С – ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).
Наши экспериментальные исследования, посвященные вопросам формирования и развития компетентности учащихся в области мотивации учения, позволили выявить и обосновать процесс формирования и развития деловых качеств и компетенций школьника. В связи с этим, была разработана модель формирования и развития деловой компетенции (Рис.1):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис.1 Модель формирования и развития деловой компетенции
Личностно ориентированный подход к обучению школьников реализуется через активные методы формирования экологических знаний учащихся в рамках программного изучения предметов естественно научных дисциплин.
Естественные науки, развивающие личность, - это, конечно же, не свод знаний и опытов, а определенная творческая ситуация, в которой выясняется не только что и почему, но и зачем человеку это надо? Каков смысл нашей экспансии в природу? Где граница дозволенного? За что предстоит ответить человеку как субъекту космосогенеза?
Чтобы ответить, на все поставленные вопросы нами разработаны авторские программы: «Экология и химия» для X-XI классов; «Химические основы здоровья» для VIII-IX классов; «Человек и его здоровье»; и методические пособия для реализации данных программ.
Способом развития необходимых компетентностей в ходе обучения становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая его мотивацию, развитие универсальных умений в области самообразования, коммуникации, организации и готовности к самостоятельному действию. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы, осуществлении ее исследования, поиске необходимых для ее решения знаний [2, С. 15].
Для развития творческих способностей учащихся, применяются такие формы работы как вовлечение школьников к участию в различных творческих конкурсах, защита рефератов, выполнение учебно-исследовательской работы и разработка, на основе полученных данных исследований, экологических проектов с последующей их защитой на конференциях и юношеских чтениях.
Темы исследований и проектных работ учащихся затрагивают не только экологические проблемы и пути их решения, но и социальные вопросы. Применяются методы анкетирования и опроса жителей микрорайона об их отношении к экологическим и другим социальным проблемам. Таким образом, в этой работе принимают участие учащиеся всего класса или параллели. На основе своих исследований и результатов опроса населения, школьники формируют выводы и разрабатывают программу практических действий по решению проблем защиты экосистем и бережного отношения к окружающей среде.
Все это дает основание полагать, что внедрение в педагогическую практику проектного метода обучения, формирование деловой компетенции учащихся с опорой на личностно ориентированное образование обеспечивают достаточно эффективное влияние на формирование экологической культуры, воспитание гражданственности, формирование активной жизненной позиции и способствует приобретению позитивного социального опыта.
Сегодня мы точно знаем, что тот путь, по которому идет современное человечество, не является достаточно устойчивым и он не ведет мир к устойчивому развитию. К сожалению, сегодня отсутствует какая-либо согласованная точка зрения по многим вопросам и проблемам устойчивого развития.
Вместе с тем специалисты и эксперты в области образования едины в том, что для того чтобы демократическим и устойчивым путем двигаться вперед, необходимо иметь более информированное и экологически образованное население. Именно поэтому педагогическое сообщество рассматривает образование для устойчивого развития как принципиально важный фактор обеспечения нашего общего устойчивого будущего.
Список литературы:
Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. ХVI. М.: Наука, 1980. 320 с.
Гуров В.А., Гурова В.П. От суммы знаний, умений и навыков к творческому исследованию / Методическое пособие по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. – Калининград. КОИРО, 2010. – 64 с.
Гурова В.П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Калининград. КГУ. 2005. - 22 с.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград. Янтарный сказ, 2000. – 572 с.
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: Монография / В.В. Сериков - Москва, 1998. 248 с.
Чибисова Н.В., Долгань Е.К. Экологическая химия: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. – 113 с. –ISBN 5-88874-108-6.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Повестка дня на XXI век. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ
ДЕЛОВАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Знать
возможности
(силу)
общества
Искать
законные
решения
Знание того, как действовать
Иметь смелость и ответственность
за свои действия
Иметь желание и готовность действовать
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
Н
Ы
Й
У
Р
О
В
Е
Н
Ь
С
О
Ц
И
А
Л
Н
Ы
Й
У
Р
О
В
Е
Н
Ь