выступление на ШМО классных руководителей Самоуправление в начальной школе 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Белгорода
им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова
Самоуправление в начальной школе
(из опыта работы классного руководителя начальной школы)
                                                     Классный руководитель:
                                                    Юхимчук Р.В.
 2014 г.
«Учитель является для детей путевым огоньком, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знаниям, к развитию личных способностей, дарований, талантов».
                                                                                                  В. Сухомлинский
          Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года отмечает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.
         Самоуправление - признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» определено самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К.Крупская понимала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, школы. Н.И.Приходько представлял под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение стоящих задач. В.М.Коротов рассматривал самоуправление как метод организации  воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т.Кабуш  сделал вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность  в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к развитию личностных отношений детей друг с другом, разовьет потребность в образовании.                                                        
         В 4 классе обучается 26 учеников: 10 мальчиков и 16 девочек.                
 С 1-ого класса  нужно  помочь детям понять, что они не просто школьники, а коллектив, что у них есть теперь свои правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу.
Задачи классного руководителя:
научить выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников;
способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
воспитывать чувство общности с коллективом, дух сотрудничества, толерантность, желание помочь друг другу;
формировать такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, быть справедливым, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными;прививать любовь к чтению, к здоровому образу жизни;
развивать любознательность.
              Наш девиз: «Научился сам - научи товарища! Вместе мы - сила! Мы - состоящие из ярких «Я»!»
            Высший орган классного самоуправления – Собрание. Оно  обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни классного коллектива. Ему подчиняется командир и Совет класса.
           Деятельность самоуправления строится на следующих принципах: 
-равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. 
-гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии. 
-самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся. 
Ожидаемый результат:
- Обретение чувства уверенности в себе. 
-Умение поддерживать других. 
-Осознание ответственности за свои поступки. 
-Умение распределять обязанности и действовать в коллективе. 
-Стремление использовать свои умения на радость близким. 
-Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых. 
-Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле. 
Программа самоуправления рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов: 
     1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив. 
    2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать. 
    3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
   4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!" 
       В заключении хочу сказать: я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединили их отношения, которые возникают в деятельности, в общении, во взаимодействии. Дети стали  более ответственными, организованными, самостоятельными.
       Самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь мы сможем воспитать детей только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они многое могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Каждый ребёнок может найти себя, может реализовать свои способности, свои возможности и в этом я вижу огромный потенциал детских объединений в модернизации и в обновлении нашей сегодняшней системы образования.
Правила школьной жизни
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. 
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. 
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу. 
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. 
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят. 
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит. 
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу. 
8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
10 законов дружбы:
•Доверять другу.
•Делиться новостями, успехами или неудачами.
•Уметь хранить чужие тайны.
•Радоваться вместе с другом его успехам.
•Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
•Защищать друга (если кто-то говорит о друге в его отсутствие плохо).
•Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым).
•Всегда выполнять свои обещания.
        Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Что же касается моих учеников конкретно, то  передо мной задача, научить ребёнка бескорыстно делать добро  с самого раннего детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.