ШМО Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Выступление на ШМО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Подготовила учитель начальных классов: Фасгиева Г.Т.
Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
На уроках и внеклассных мероприятиях, я стараюсь формировать нравственные качества у ребят.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
На современное образование возложена ответственная задача- воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Влияние литературного чтения в начальной школе на формирование личности огромно.
«Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - писал В.А. Сухомлинский. Читательская культура является одним из показателей духовного развития общества. Однако именно литература, как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его отношение к людям, окружающему миру.
Произведения учебников дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: доброта, отзывчивость, сопереживание, готовность помогать ближнему… Содержание учебников построено таким образом, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных качеств в каждом классе. Делая это с учетом накопленного жизненного опыта детей, с учетом их взросления.
Безусловно, задача воспитания патриота, гражданина, человека решается школой на всех уроках и во внеурочной деятельности.
На занятиях по внеурочной деятельности, курс «Азбука добра», мои ребята занимаются по тетрадям «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Каждое занятие проходит в форме творческой мастерсской.
Также, в воспитании нравственных качеств учащихся, мне помогают конспекты занятий из книги «СТУПЕНИ МУДРОСТИ» авторы А. Лопатина, М. Скребцова. Книга «Ступени мудрости» состоит из практических конспектов и занимательных занятий о различных качествах, таких как – щедрость, чуткость, целеустремленность, храбрость, справедливость и многих, многих других благородных качествах личности, тех, что делают наш мир чище и прекраснее. Во всех уроках, приводимых в книге, есть задания, вопросы и игры, направленные на творческое проживание тем уроков самими детьми.
Одна из основных целей «Ступеней мудрости» - чтобы дети умели заглядывать внутрь самих себя, задумываться о своей семье, своей жизни, отношениях с окружающим миром, умели проявлять себя в творчестве. Для того, чтобы дети учились пользоваться многовековой мудростью, все уроки начинаются с различных интересных цитат известных людей.
Дети верят в добро, в противном случае они не могут нормально развиваться. Дети окружены заботой и любовью, детей учат дружить и не жадничать. Однако, с началом школьного обучения, начинается самостоятельная жизнь наших детей, и дети начинают чаще сталкиваться с различными негативными проявлениями и даже со злом. В эти моменты очень важно для детей укрепить в них веру в добро и справедливость. Очень важно, особенно в подростковом возрасте, чтобы дети осознали, что окружающий нас мир зависит непосредственно от нас, от того выбора, который мы делаем каждый день. Шагнешь вверх на ступень отваги, и мир будет более смелым, шагнешь ниже на ступень агрессии, и мир станет более злым.
Нам не дана возможность делать разумный выбор за наших детей, однако в наших силах помочь детям подниматься вверх, по ступеням мудрости, учась любить и верить, независимо ни от чего.
Цель – научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о смысле своей жизни, своей семьи, своих взаимоотношений с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.
Задачи.
Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые сохранят их здоровье, помогут не сбиться с пути к успеху и научат приносить пользу обществу.
Научить подростка тем типам мышления, поведения, которые соответствуют определению положительного характера.
Помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.
Научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.
Привожу пример одного из уроков, материалы которого, сделают классный час интересным и познавательным.
Урок 24. МУЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК.
Игра «Мужественный поступок»
Дети делятся на группы. Педагог раздает каждой группе карточки с различными ситуациями:
Злая собака не пропускает девочку в ее двор;
Вы с друзьями заблудились в лесу;
Родители не пришли вечером домой, и вы не знаете, где они;
Вам несправедливо поставили двойку, и родители ругают вас;
В классе разбили стекло;
педагог обвиняет вас, но это сделал кто-то другой;
При вас кто-то ругает ваших родителей.
Затем педагог раздает каждой группе набор белых, серых и черных камешков. Группы по очереди рассказывают, как они поведут себя в той или иной ситуации. После того как какая-либо группа расскажет, как она поступит, педагог обходит с мешочком группы, и каждая опускает в него какой-либо из камешков. Если дети считают, что поступок мужественный, они опускают белый камешек, если не очень мужественный — серый камешек, а если совсем не мужественный — черный. В конце игры педагог вынимает камешки из мешочка и считает, сколько мужественных поступков совершили дети.
Вопросы и задания для беседы:
Расскажите случай из жизни, когда кто-либо проявил мужество.
Отличается ли мужество от храбрости и чем?
Какие события в жизни людей требуют от них мужества?
Как вы думаете, кто должен быть более мужественным, женщина или мужчина?
Кто самый мужественный в вашей семье?
Что значит мужественно принимать неудачи?
Мост матери и сына
Китайская легенда
Когда-то в деревне Пинцзывэй жила старая женщина со своим сыном по имени Паньвань. У них не было ни клочка своей земли, и старой матери приходилось собирать в горах хворост для продажи, а сыну — пасти чужой скот.Паньвань был очень подвижным и ловким юношей. Он любил бегать и прыгать, хорошо лазал по деревьям, мог поднимать большие каменные глыбы и с разбегу кувыркаться через голову. И поэтому он был здоровым и крепким.
Как-то раз, когда он пас стадо, два быка начали бодаться. Глаза у них налились кровью, они нагнули головы, ударили друг друга рогами — и сцепились, да так, что и разойтись не могли. Паньвань подбежал, схватил обоих драчунов за рога и отбросил их друг от друга на несколько саженей. У быков при этом даже рога погнулись, такая сила была у Паньваня! А юноша взглянул на тяжело дышавших быков и сказал:— Еще станете драться — совсем вам рога обломаю!
Близ Пинцзывэй протекала небольшая река, через нее был перекинут красивый каменный мост, на котором стояла беседка. Снизу мост подпирали пять каменных столбов. Крепкий был мост! Но когда дули сильные зимние ветры, вода в реке прибывала от мчавшихся с гор потоков и начинала подмывать каменные столбы. А случалось это каждый год. Но мост до поры до времени стоял прочно.
Однажды в холодный зимний день северный ветер бушевал особенно свирепо, каждый его порыв с корнями вырывал большие деревья. Паньвань гнал свое стадо через каменный мост. Мост дрожал и качался, словно был сделан из бамбука. Юноша посмотрел вниз — ай-я! Один каменный столб уже повалился, да и сам мост мог вот-вот рухнуть! Плохо пришлось бы жителям Пинцзывэй, если бы это случилось: ведь через мост проходила главная дорога. А вновь построить такой мост с беседкой — нелегкое дело!
Не долго думая, Паньвань засучил штаны и — путун! — прыгнул с моста в воду. Хэй! До чего холодна вода! Юноша залез под мост и уперся руками и головой в его свод. Так он и застыл, словно отлитый из стали, не смея пошевелиться. Руки быстро затекли, но опускать их было нельзя: ведь мост мог упасть и раздавить юношу! Так Паньвань все стоял и стоял, напрягая последние силы.
В это время его старая мать возвращалась домой с хворостом. Каменный мост шатался от ветра, и женщина нагнулась, чтобы поглядеть вниз. Ай-я! Упал каменный столб! Мост вот-вот мог развалиться! Как его потом починишь?
Вмиг бросила она свой хворост и — путун! — прыгнула в реку. Увидев мать, Паньвань закричал:— Мама, уходи, я один выдержу!Поняла мать, что сын уже давно стоит здесь, и сказала с любовью:— Нет, сынок, тебе одному не удержать, мост уже шатается. Я помогу тебе!И она уперлась головой и руками в свод моста. Теперь они стояли вдвоем, мать и сын, друг против друга в ледяной воде и поддерживали мост.
Прошло несколько дней. Мимо плыл рыбак и заметил под мостом два каменных столба, похожих на людей. Он пригляделся и увидел, что это стоят Паньвань и его старая мать. Они превратились в каменные столбы и прочно подперли мост. Рыбак побежал в деревню и созвал народ. Люди смотрели на каменных героев, и слезы катились у них из глаз и капали в реку.
С тех пор мост около Пинцзывэй называется Мостом Матери и Сына.
Вопросы и задания:
Какими были мать и сын из легенды? Что придавало им силы?
Как вы думаете, какие чувства испытала мать, когда увидела, что сын подпирает мост? О чём они разговаривали, стоя в воде?
Творческое задание «Школа мужества»
Дети делятся на группы. Все они -учителя в школе мужества, и им надо научить детей этому качеству. Дети должны написать, какие упражнения и задания помогут их ученикам стать более мужественными.
Чтение стихотворения М.Скребицкого «Наш спаситель»
Рисунок «Что такое мужество»
Из работ ребят составляется выставка: «Мысли о мужестве»
Задание на дом
Дети придумывают семь шагов мужества на каждый день недели и постараются сделать эти шаги.
Программа «Ступени мудрости» призвана способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем. Жизненные навыки - важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе уважении окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным ценностям. Таким образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу.