Духовно-нравственное воспитание (для классных руководителей)


Амутова Халидам МахмутжановнаКлассный руководитель 10 «в» классаГКУ «ОСШ №21 с ДМЦ»с. Гулдала Алматинская область Заповедь. Р.Киплинг.Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятения всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди не уставая, Пусть лгут лжецы не снисходи до них; Умей прощать и не кажись прощая Великодушней и мудрей других. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владение, Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК ! Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Сотвори мир в себе и отправь его людям.Ф. Абрамов. Гуманитарное развитие личности Последнее десятилетие в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей. В то же время духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Духовное восхождение личностиДуховное восхождение личности реализуется в активности освоения и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель». «Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя, даже если кругом его всё будут хлеба... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить»- писал Ф.М. Достоевский.Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике. Нравственное воспитание в средней школеРабота школы по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через воспитательную систему, Программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции, школьный хор; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотек . Формы воспитательной работыКлассные часы, беседы, диспуты, конференции считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. - Добро. Добродетель. Милосердие.- «Правдивый ли ты?»- «Любовь к близким»- «Законы дружбы»- «Твое отношение к труду»- «Культура общения» и т.д.(Используются формы: тренинг, практикумы, игры, проигрывание ситуаций). - «Человеческая личность и её качества»- «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды, убеждения»- «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний» и другое. - «Нравственное воспитание». Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье. Моральные кодексы рыцаря, джентльмена, русского дворянина, домострой - «Научи себя учиться»- «Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское достоинство. Любовь и сексуальность».- «Самооценка своих нравственных качеств». - «Могу, хочу, надо».- «Мир духовности».- «Человек и судьба»Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование. - «Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с людьми».- «Управляй собой: эмоциями, состоянием». - «Жизненные пути».- «Путь к счастью в личной жизни».- «Подготовка к трудовой деятельности».Формы: диспуты, тренинги, деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы, тестирование. Проблема нравственного классного часа должна быть актуальна для класса, школы, страны.Нравственный классный час не должен затрагивать личность конк­ретных учащихся, навешивать ярлыки, собственное мнение учителя уча­щимся.Нравственный классный час должен быть тщательно подготовлен.Нравственный классный час предполагает свободу высказываний , учащихся в рамках темы, разброс мнений, отсутствие критики высказы­ваний учащихся.Нравственный классный час должен привлекать материалы для об­суждения высокого эмоционального накала.Нравственный классный час должен формировать убеждения, демон­стрировать человеческие взаимоотношения высшей пробы.Его содержание должно быть ярким, интересным, запоминающим­ся, будить лучшие чувства человека.Речь учителя во время такого классного часа должна быть яркой, от­точенной, убедительной и проникновенной, насыщенной яркими при­мерами и образами.Нужно помнить, что нравственный классный час - это диалог, но ни в коем случае не монолог одного человека, когда все остальные остаются при своем мнении.Нравственный классный час предполагает выводы, которые самосто­ятельно должны сделать учащиеся, а не учитель. 1. Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их. 2. Если твои ученики совершают что-то плохое, подумай, где ты допустил ошибку.3. Чаще вспоминай себя в детстве — легче будет понимать детей.4. Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте своего ученика. 5. Откажись от идеи превосходства над своим учеником. 6. Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не хочет. Умей ждать! 7. Старайся видеть даже самые маленькие успехи своих детей и радоваться им. 8. Помни, что ты — не идеал, поэтому принимай своего ученика таким, каков он есть. 9. Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга. 10. Ничего не делай за своих учеников, но делай вместе с ними. 11. Развивай в себе умение быть смешным, смеяться над собой, своими недостатками 12. Полезнее один раз попросить ребенка о чем-либо, чем сто раз приказывать ему что-то сделать. 13. Избегай ханжества в трудных вопросах жизни.14. Если можно что-то не заметить, постарайся не заметить.15. Не читай нотаций и не ищи виноватых, постарайся искать истину.16. Не гонись за любовью детей, она сама тебя настигнет, если ты ее заслужишь.17.Берись с детьми за такие дела, реальный результат которых они могут увидеть.18. Опасайся любимчиков — это лишит тебя возможности быть справедливым. 19. Уважай мнение своих учеников.20. Не убивай своих учеников своими знаниями, дай им возможность проявить себя.21. Если тебе кажется, что дети тебя не любят, то так оно и есть. 22. Если ты позволяешь себе говорить, что дети, которых тебе поручено воспитывать, ужасны, значит, так оно и есть. При твоем воспитании они не могут быть другими.