Выступление на тему: Патриотическое воспитание младших школьников
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Понятие «патриотизм» включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
-защиту Отечества;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в школе. Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта. Все это я учитываю в процессе обучения и воспитания учащихся.
Особое внимание уделяю видам деятельности и формам занятий с учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание. Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.
Так, например, уроки литературного чтения, окружающего мира формируют активную жизненную позицию личности, помогают приобрести опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, воспитывают уважение к народным традициям и культуре, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Богатым учебным материалом, который способствует патриотическому воспитанию учащихся, являются пословицы, поговорки, загадки, песни, в которых находится отражение патриотизма, большинство литературных произведений, начиная с былин и сказаний и заканчивая произведениями о Великой Отечественной войне.
В ФГОС второго поколения по русскому языку определено, что важной целью изучения русского языка в школе является:
- воспитание гражданственности и патриотизма,
- любви к русскому языку,
- сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В содержании предмета «Русский язык» заложены разные типы учебного материала, которые используются мною для патриотического воспитания на уроке. Самые главные из них - это теоретические сведения о языке и дидактический материал. Нужно понимать, что любовь к своей Родине проявляется в грамотном и бережном обращении с русским языком. На уроках русского языка я учу детей соблюдению норм устной и письменной речи, а также общей речевой культуре. При этом использую разнообразные по тематике дидактические материалы, тексты патриотического воспитания.
Формированию патриотических чувств и служат уроки изобразительного искусства. Этому способствуют, например, следующие темы: «Истоки родного искусства», «Человек и его украшения», «Истоки родного искусства», «Древние города нашей земли» ,«Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Картины о русской истории» , «Великая Отечественная война».
Принцип построения программы по ИЗО состоит в том, что на начальных этапах учащийся изучает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая деятельность на уроке. В этой форме можно ввести детей в мир нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия, уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
Патриотическому воспитанию способствует внеклассная и внеурочная деятельность. В процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, творческих конкурсов, праздников происходит воспитание гражданственности, патриотизма. Дети получают первоначальные представления о Конституции России, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина ;знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
Этому способствуют проводимые воспитательные мероприятия :День Земли;
Классные часы, посвящённые малой Родине;
Выставки рисунков «Война глазами детей», «Елец-мой город древний»;
Творческая мастерская;
Посещение городских музеев ;В день защитника Отечества игра « А, ну-ка, мальчики»;
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
Организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы, ко Дню Защитника Отечества;
По этому направлению проводились беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», «Ваши права», «Я – гражданин России».
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Осуществление проектной деятельности проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Используемые мною технологии и формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.