Урок биологии в 6 классе по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии, проблемной технологии
Урок биологии по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии, проблемной технологии
Учитель: Субеева Лилия Халилулловна
Предмет: биология
Авторская программа под ред. И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко
Тема урока: Бактерии, их строение и жизнедеятельность.
Дата проведения: 14.11.2014 г.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет, слайдовая презентация, учебник под ред. И. Н. Пономаревой, рабочие тетради.
Цель урока:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии, их строении и жизнедеятельности.
Деятельностная: формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний, выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Достижение образовательных результатов:
Личностные: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.
Предметные: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Технологическая карта урока биологии
Организационный момент (мотивационный настрой) 1-2 мин.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовить обучающихся к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой.
Метод: словесный.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Отвечают на приветствие учителя.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу)
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным
Иначе вдруг увидишь ты.
Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко
Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек».
Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.
Волевая саморегуляция (нравственно-эстетическая ориентация)
Учебно - познавательная деятельность (общее время – 30 минут)
Формулирование темы и цели урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока, строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся для самостоятельного формулирования темы и цели урока.
Организация самостоятельных выводов.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания.
Знакомство с новыми понятиями.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополнительных источников, иллюстративного материала, дополнять и расширять имеющиеся знания.
Основные понятия урока: Бактерии, формы бактерий, сине-зеленые или цианобактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), учебный диалог, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, ассоциативный, иллюстративный, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Методы поощрения: похвала, одобрение, стимулирующее оценивание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Определяют тему урока.
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
- На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Слайд 2. Посмотрите на слайд.
К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
Слайд 3. В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и
остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он
нашел и в зубном налете.
Что же это за существа?
Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
Как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы получить ответы?
Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: формирование навыков работы с текстом, объяснение биологических явлений, процессов, связей и отношений.
Регулятивные:
Целеполагание
Предметные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать.
Постановка проблемы (7мин.)
Открытие новых знаний через её решение
Методы: Дедуктивный (применение знаний); проблемный, наглядный
Формы контроля: Словесная оценка учителя; самопроверка по образцу
Решают проблемные задания, делают вывод о малом размере бактерий, вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
- Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Слайд 4. - Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?
Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
Слайд 5. - Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.
- Распределите их по следующим колонкам:
А) прокариоты: Организмы:
Б) эукариоты:
- роза - палочка Коха
- кошка - дождевой червь
- кактус - стрептококк
Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Первичное закрепление (2 мин.)
Методы: Дедуктивный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный
Формы контроля: Само- и взаимопроверка по образцу
Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
Организует первичное закрепление материала
-Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма.
Выполните задание 1, с. 27рабочей тетради.
- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку тетради.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово.
Метапредметные:
владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. умение работать с логическими знаками и символами.
Предметные: формирование умений определять существенные признаки; характеризовать е морфологические признаки и биологическую роль, устанавливать связи.
Открытие новых знаний (8 мин.)
Методы: проблемный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный
Высказывают предположение о формах бактерий. Обсуждают его в группе.
Рассматривают формы бактерий с использованием ЦОР «Формы бактерий»
Составляют кластер, осуществляет оценку
Рассматривают размножение бактерий с использованием ЦОР «Размножение бактерий», делают вывод о способе и скорости размножения бактерий
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеозарядка) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Поработаем со схемой бактериальной клетки ЭОР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд 6 . Формы бактериальных клеток
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
- Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:
\ /
--- Бактерии ---
/ \
- Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?
- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.
Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
Слайд 7 . Размножение бактерий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий
В 1 г воды – 6 тысяч бактерий
Почему их так много?
- Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.
- Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. (Осуществляет коррекцию, организует обсуждение).
Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование), выполнение действий по алгоритму;
Построение речевого высказывания.
Регулятивные;
Контроль; Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Постановка и решение проблемы (9 мин.)
Методы: Дедуктивный (применение знаний); наглядный; проблемный, практический, индуктивный.
Формы контроля: взаимопроверка и словесная оценка учителя
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, составляют кластер, осуществляют оценку.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Слайд 8. Питание бактерий
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание:
Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Закончите схему:
Бактерии
(по типу питания)
/ \
автотрофы гетеротрофы
/ \
Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
(проверка знаний по ЦОР)
Слайд 9. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.
- Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Личностные: содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное, формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности, формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Предметные:
знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности.
Закрепление (4 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при выполнении практических и тренировочных заданий, работать в сменном составе группы, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль деятельности, принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование у обучающихся совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся тестовые задания для проверки усвоенного материала, выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение и созданию ситуации успеха.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, игровой практикум, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы, беседа, поиск контактов и сотрудничества, организация взаимо и самопроверки.
Методы поощрения: похвала, оценивание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты: личностные, предметные,
метапредметные
Работают с практическими заданиями
Осуществляют совместную проверку знаний.
Организует закрепление материала и рефлексию.
- Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь ответим на несколько вопросов о бактериях.
Слайд 10. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
Бактерии называют микроорганизмами, потому что
Бактерии, имеющие округлую форму называются
Клетки, в которых отсутствует ядро
Бактерии размножаются путем
Бациллами называют бактерии, у которых
Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических
- Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 6 вопросов? Аплодисменты.
- Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.
- Удалось ли их достичь?
- Довольны ли работой на уроке?
Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
Рефлексия (2-3 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаимо- и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса.
Методы: совместная рефлексия, самооценка, взаимооценка. Методы поощрения: стимулирующее оценивание
Осуществляют рефлексию
Слайд 11. Работа в парах. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я
2) Больше всего мне понравилось
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял
7) Сегодня я научился
8) Сегодня я задумался.
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Оцените своё настроение.
Домашнее задание: § 9, вопросы 1-4, задания р. т. § 9№ 2-6, составить синквейн на тему Бактерии. Опережающее задание: по желанию подготовить сообщения о бактериальных болезнях людей, значении бактерий в природе.
Зав. Первомайским филиалом __________________ /Волкова Т.И. /
15