Обобщающий урок биологии по теме клетка:


Открытый урок по теме: "Тайны невидимого мира"
(урок биологии в 9 классе)
Андреева М.А., учитель химии и биологии,
сш им. С.Серикова г.Есиль, Акмолинская область
Задачи:
- обобщить знания учащихся о строении и функционировании клетки;
- раскрыть взаимосвязь частей и органоидов клетки как основу ее целостности;
- продолжить формирование умения применять полученные знания для решения разнообразных заданий;
- воспитание познавательного интереса, уверенности в своих силах, настойчивости, умения работать коллективно.
- развивать логику и мышление.
Тип урока: обобщающий
Оборудование: презентация Power Point, карточки-задания, флипчаты, листы бумаги, фломастеры, магниты, оценочные листы, сигнальные карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый)Форма работы  по современным технологиям: 
Технология РКМЧП:  Синквейн, Чтение с пометками.
Ход урока
I.Организационный момент.Позитивный настрой, видеоролик «Зачем нужна команда»
II. Стадия вызова.
(Звучит музыка А.Вивальди).
XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.
В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.
Урок начинается с биологической загадки “Удачный подарок” (слайд 2)
Догадайтесь, о чем идет речь? (слайд 3)
Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Микроскоп)
Ученик в роли Р.Гука:
" Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени " микроскоп". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел ячейки, клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!"
Учитель: Как зовут ученого, в результате открытий которого было введено понятие “клетка”? Роберт Гук (слайд 4)
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ставятся задачи урока) (слайд 5)
Сегодня мы будем вести разговор о клетке. Используя полученные знания, попытаемся обобщить их и применить в новых ситуациях через решение биологических задач, анализ таблиц, рисунков и проектного задания.
Класс разбит на 4 группы. Каждому ученику выдается оценочный лист, где на каждом этапе урока заносятся баллы. Работой в каждой группе руководит спикер, он оценивает работу группы.
Этап ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)
Баллы Итого
1 А) «Кто лучше знает строение клетки»
Б) «Четвертый лишний» 2+2
2 2 «Заморочки из бочки» 2+2 3 А) «Догадайтесь, о чем пойдет речь?»
Б) «Светофор» 2+2
1+1+1+1 4 Проект 5 Общее количество баллов III.Стадия осмысления
1 этап урока разминка (слайд 6,7)
А) «Кто лучше знает строение клетки» - 2 балла
(необходимо угадать органоид, показать его и назвать функцию)
1.Сердце клетки - это я!Уж поверьте мне, друзьяКоординирую и согласую,Чётко всё организую,Хромосомы сохраняю,За наследство отвечаю. (Ядро) 5.В клетке всех объединяю,Саму клетку охраняю,Защищаю, берегу,Строго за врагом слежу,Влагу сберегаю,Жизнь всем сохраняю. (Мембрана)
2.По каналам и канальцамГрузы в клетке я вожуДоставляю точно в срокВещества, кислород и водуОрганоидам в угоду.  (Э.П.С.)
6.Роль я важную играю,
За порядок отвечаю,Хлам я всякий упакую,Выполняю роль другую.Забиваю свой же складВсем, чем надо, всем подряд. (Аппарат Гольджи)
3.Я за стройку отвечаю,Белок в клетку поставляю,Произвожу его сама,Хоть мала, совсем мала. (Рибосома) 7.Без следа уничтожает
Все утильсырье завод,
Что осталось, запускает
Снова в дело, в оборот.
(Лизосома)
4.Мы производим без всяких хлопот
Важный для всех газ - кислород.
И углеводы, что скажем заранее,
Важные очень продукты питания. (Хлоропласты)
8. Заполнена я сладким сокомИ извините, что стою к вам боком
( вакуоль)
Б) «Четвертый лишний» - 2 балла (слайд 8,9)
Три органоида будет объединять какое-то свойство, а четвертый будет лишний. Надо объяснить почему? За правильный ответ и рассуждение
рибосомы
митохондрии
включения
лизосомы растения
грибы
бактерии
животные цитоплазма
митохондрии
рибосомы
лизосомы клеточная мембрана
цитоплазма
ядро
пластиды
включения не являются постоянными компонентами клетки бактерии
прокариоты цитоплазма не является органоидом клетки пластиды содержатся только в растительной клетке
2 этап урока «Заморочки из бочки» - 1 балл (слайд 10)
(участник группы командам вытягивает из бочки вопрос и отвечает на него)
1.Основная функция этих органоидов переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку. ( Лизосомы)
2. Какой органоид клетки можно назвать «сахарным заводом»? Почему? (хлоропласты)
3. Какое вещество клетки по строению сравнивают с витой лестницей.
А по функциям с диспетчерским пунктом? (ДНК)
4. Органоид клеточного ядра, являющийся носителем генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. (Хромосомы)
5. Какой органоид клетки играет роль «силовой станции» клетки? Почему? (митохондрии)
6.Обязательная часть растительной и животной клетки. По-гречески этот органоид называется «карион». Организмы, имеющие его, называются эукариоты (ядро)
7. Какой органоид можно считать «убийцей» клетки? Почему? (лизосомы)
8.В какой период жизни бесхвостых земноводных лизосомы могут быть особенно активны?
9.«Липидный океан с белковыми айсбергами и углеводными деревьями», речь идет о … ? (мембрана)
Динамическая пауза «Австралийский дождь»
Перегруппировка
3 этап урока (слайд 11)
А) «Догадайтесь, о чем пойдет речь?»
Каждой группе выдается отдельный текст, где  не указывается название органоида. Отгадать, о каком органоиде идет речь, и составить синквейн. Максимальное количество баллов за данное задание 5 баллов.
(слайд 12,13,14,15)
1. «Инсерт» Работа с текстом.
Этот органоид – важнейшая структура в клетках эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. В нем локализовано более 90% клеточной ДНК. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно в клетке имеется этот органоид в единственном экземпляре. Диаметр от 2 до 100 мкм в зависимости от вида клетки. У животной клетки он расположен обычно в центре, а у растительной на периферии клетки.
В оболочке органоида находится множество мельчайших пор, через которые из этого органоида в цитоплазму и обратно поступают белки, углеводы, жиры, вода и разнообразные ионы. Основное содержимое органоида – полужидкое вещество, в котором находятся более мелкие элементы и хромосомы – важная составная часть органоида (ядро)
2. «Инсерт» Работа с текстом.
Органоиды, участвующие в процессе клеточного дыхания. Встречается во всех клетках эукариот, за исключением некоторых паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Их кол-во в клетке варьирует от единиц до тысяч. Чаще всего имеют шарообразную или овальную форму. Этот органоид образован двумя мембранами, внешняя мембрана гладкая, внутренняя мембрана образует выступы и перегородки – граны (кристы), имеющие большую поверхность. На гранах и происходят процессы клеточного дыхания, необходимые для синтеза АТФ (митохондрии)
3. «Инсерт» Работа с текстом.
Этот органоид представляет собой систему трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. Это двумембранный органоид. На шероховатом органоиде расположено множество рибосом и митохондрий. Именно здесь синтезируется большинство белков. Именно здесь происходит синтез большинства белков. На поверхности гладкой, идет синтез углеводов и липидов. Вещества, синтезируемых на поверхности этого органоида, переносятся внутрь трубочек его, и по ним транспортируется к местам накопления или использования в биохимических реакциях. Шероховатая структура лучше развита в тех клетках, которые синтезируют белки для нужд всего организма, а гладкая – в тех клетках, которые синтезируют, сахара и липиды (ЭПС)
4. «Инсерт» Работа с текстом.
В некоторых клетках животных, например, в нервных, этот органоид имеет форму сложной сети, расположенной вокруг ядра. В клетках растений и простейших он представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы. Этот органоид представлен системой внутриклеточных цистерн, в которых накапливается вещества, синтезированные клеткой. Все эти вещества претерпевают дальнейшие биохимические превращения, упаковываются дальнейшие биохимические превращения, упаковываются в мембранные пузырьки и переносятся в те места цитоплазмы, где они необходимы. Этот органоид построен из мембран и расположен рядом с ЭПС и сообщается с ее каланами
(Комплекс Гольджи)
Б) «Светофор» (1 балл) (слайд 16)
Вам предлагается три термина: между первым и вторым существует определенная логическая связь; между третьим и одним из слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Ученики должны поднять сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.
1.Митохондрии – Кристы; Хлоропласты - ? К - ДНК Ж - хлорофилл З - граны
2.Вакуоль – Клеточный сок; Лизосомы - ? К- Гликоген Ж - Крахмал З - ферменты
3.Зрелые эритроциты человека – ядро; Мякоть спелого арбуза - ?К - хромопласты Ж - моносахариды З - клеточный сок
4.Ядрышко – рибосомы; Апп. Гольджи -?К - хромосомы Ж - лизосомы З - глюкоза
Возвращение в родные группы
4 этап урока (слайд 17) – 5 баллов
«Продемонстрируй свой проект» (домашнее задание)
Критерии оценивания за домашнее задание
1 2 3 4 5
6
1.Подборка дополнительного материала
(1 балл) 2. Подача идей
(2 балла) 3.Выступление
(2 балла) ИТОГО:
№1. «Клетка – город” представление клетки как административно – хозяйственной единицы.
Транспортная сеть
Электростанция
Фабрика по изготовлению стройматериалов
Завод по утилизации отходов
Архив
Склад
Городская администрация
Крепостная стена
Ворота в крепостной стене
Солнечные батареи

№2 «Клетка – фабрика».
Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия:
- Энергетическая станция (Митохондрии, там идёт синтез АТФ – основного источника энергии).
- Склад готовой продукции (Комплекс Гольджи, синтезируемые вещества клеткой по каналам ЭПС поступают  в цистерны Комплекса Гольджи. Здесь они упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме).- Цех переработки отходов  (Лизосомы, ферменты расщепляют вещества, ненужные клетке, отмершие части клетки).
- Сборочный конвейер (Рибосомы, сборка белка из аминокислот).
- Информационный центр  (Ядро, хранитель наследственной информации).
- Фотохимическая лаборатория  (Хлоропласты, происходит фотосинтез).
№3. «Клетка – царство»
Мы погружаемся в новое царство.КЛЕТКА!Не клетка, а государство:Здесь есть таможня, центр, даже склады,Электростанции, банк, автострады...Но на пути возникает преграда –Не ерунда, не забор, не ограда...Просто мембрана.Просто мембрана?Попробуй прорваться,Чтоб внутри клетки тебе оказаться,Центр управления выдаст приказ,И лизосомы к вам мчатся тотчас.Чтоб ликвидировать мусор ненужный –Все за работу!Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,В клетку для вас путь навечно закрыт.Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства.
Назовите основные органоиды клетки и их функции.
Какие органоиды можно назвать “электростанции, банк, автострада, таможня, склад”?
Почему клетку можно назвать целым государством? Каким законам подчиняется жизнь в этом царстве?
Ода клетке!
(Учащиеся заранее получают слова для выступления).
Клетка является универсальной ячейкой жизни!
Живая клетка – это основа жизни!
Любая клетка окружена оболочкой, мембраной, отделяющей её от внешнего мира.
Клетка – совершенная биоэнергетическая машина. Она вырабатывает энергию необходимую для её функционирования.
Клетка – мощная информационная система. Она работает по единой согласованной программе, где все процессы взаимозависимы и взаимосвязаны.
Главные банки данных сосредоточены в клеточном ядре, они заключены в структуре гигантской молекулы ДНК.
Клетка – это лабиринт структур, связанных сетью переходов, каналов, по которым непрерывно движутся продукты разнообразных превращений и синтезов
Сегодня изучение живой клетки имеет определяющее значение для научно-технического прогресса.
ИТОГ УРОКА: (слайд 18)Давайте подведём итог урока? Подсчитайте количество набранных кол-во баллов и поставьте себе оценку
«5» - 20-22 баллов
«4»- 16-19 баллов
«3» - 15 баллов и ниже
 IV. Стадия рефлексии Буквенный диктант (слайд 19)
При чтении букв от последней к первой получается " Я Молодец!"
1.Ею заполнена клетка : (цитоплазма)
2.Наименьшая структурная единица живого: (клетка) третья буква
3.Жгутики, ложноножки, это - органоиды: (движения)
4.Они расположены в цитоплазме клетки: (органоиды)
5.Основная функция этих органоидов переваривание: (лизосомы)
6.Органоид растительной клетки, имеющий защитную функцию (оболочка)
7.Органоид, в котором глюкоза расщепляется до АТФ: (митохондрия)
8.Органоид, содержащий хромосомы : (ядро)
И в заключение – отрывок из «Поэмы о клетке»: (слайд 20)
….Страна, с названьем «Клетка»
В огромном мирозданье
Как капля из пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого.
Ведь в ней-то и заключеныВсе принципы живого.