Конспект урока на тему Прокариотическая клетка (9 класс) (самостоятельная работа)


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 8»
Самостоятельная работа в 9 классе по теме:
Прокариотические клетки
Учитель биологии Панова О.Г.
Г. Красноярск.
Урок « Прокариотическая клетка». 9 класс.
Цели:
Расширить и углубить знания обучающихся о многообразии живого мира на основе изучения особенностей строения и процессов жизнедеятельности прокариотической клетки, выявить черты сходства и различия в строении эукариотической и прокариотической клетки.
Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с источниками, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковые.
План урока.
Организационный момент -1-2 мин.
Актуализация знаний, озвучивание критерии оценивания – 5 мин.
Изучение нового материала(самостоятельная работа обучающихся с текстом и выполнение заданий) – 35 мин
Анализ результатов урока учителем – 3 мин.
Ход урока.
Создание проблемной ситуации. Обучающиеся зачитывают дополнительный материал.
«Скатертью дорожка».
Успехи микробиологии позволяют многие операции, которые раньше выполнялись техническими средствами, возложить на «хрупкие плечи» бактерий. Новая технология прокладки дорог предполагает использование колоний бактерий вместо асфальтоукладчиков. Колония бактерий медленно, но верно поедает питательный раствор, взамен его производя слой дорожного покрытия.
«Голливудская улыбка».
Предложен способ предохранения зубов от разрушения. Зубы покрывают слоем определённых белков, который засевают специальными видами бактерий. Авторы изобретения считают, что это предохранит от разрушения даже корни зубов.
«Точу инструменты»
Во время операции по микрохирургии глаза, после разреза скальпелем сетчатки, она наволакивается на скальпель и увеличивает угол заострения скальпеля в 100 раз. Как заточить скальпель к следующей операции? Инженеры предложили особый заточный станок, физики – плазу… ,а биологи свой метод: скальпель с остатками сетчатки помещают в культуру бактерий, которые её просто съедают.
Вопрос классу. О чём пойдет разговор на уроке?
Предполагаемый ответ. Мы будем говорить о бактериях.
Учитель. Действительно, сегодня мы будем говорить о древнейших одноклеточных существах Земли – бактериях, которые не имеют ядра и поэтому их называют
прокариотами ( от лат. pro – перед, раньше и греч. karyon – ядро)
Тема урока «Прокариоты».
Цель урока: познакомиться со строением и процессами жизнедеятельности прокариотической клетки.
Проблемный вопрос. Почему Луи Пастер назвал бактерии великими могильщиками природы?
Рассказ учителя (по таблице)
На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, так называемая - империя жизни.

Учитель. Обращение к классу. Прокомментируйте схему на таблице.
Предполагаемый ответ. Всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено к двум формам жизни: клеточной и неклеточной. К неклеточной форме жизни относятся вирусы, к клеточной форме – бактерии, грибы, растения, животные.
Учитель. (дополнение) Организмы, имеющие клеточное строение, подразделяется на эукариоты(имеют ядро и многие органоиды) и прокариоты. Строение эукариотической клетки вы изучили, а сегодня будете знакомиться с прокариотической клеткой.
Учитель. Работаем с маршрутным листом. В них вы видите критерии оценивания своей работы.
Каждое задание имеет оценочные баллы: максимальное число баллов - (вы их видите) и фактическое, это то, что вы получите за ответы.
В конце маршрутного листа указаны баллы за всю работу.
Итоговое количество баллов – максимальное - 10 фактическое - ____ (сколько набрал)
Самостоятельная работа.
Тематическая самостоятельная работа. Тема Прокариоты.
Ученика 9 класса _______________________________
Прочитайте текст «Общая характеристика Прокариот» и выполните задания.
Общая характеристика Прокариот.

Все прокариоты относятся к царству Дробянки и насчитывают 3000 видов. Типичными представителями являются бактерии и сине-зелёные. Они живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах, паразитируют в организме животных и человека.
Бактерии могут жить в бескислородной среде (анаэробы), в кислородной среде (аэробы), или в той и другой. Кроме того, многие прокариоты способны захватывать азот воздуха, к чему не способны эукариоты.
Имея очень маленькие размеры - от 1 до 10-15 мкм (1мкм = 0,0001 мл ), бактериальные клетки различаются по форме: кокки, палочки или бациллы, спириллы, вибрионы. Известны бактерии, имеющие форму треугольника (обитатели сверхсолёных водоёмов жарких пустынь), форму шестилучевой звезды и форму куба. ( рис.1)
рис.1

Прокариоты часто имеют органоиды движения – реснички и жгутики, до 1000 на клетку.
рис.2

Основная особенность прокариот – отсутствие ядра. У них нет ядерной оболочки. Наследственная информация заключена в одной молекуле ДНК, имеющей форму кольца и погруженную в цитоплазму. Снаружи клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и предающая ей прочность. У некоторых есть еще и слизистая капсула, выполняющая защитную функцию. В цитоплазме прокариот мало мембран, отсутствуют многие органоиды (ЭПС, митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды). Их функции выполняет мембрана, образуя впячивания в цитоплазму (мезосома). А вот очень мелких рибосом, где протекает синтез белков, много.(рис.2)
Энергию прокариоты получают в процессе дыхания, брожения, или фотосинте-за. Большинство прокариот питаются готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, например, сине-зелёные, способны создавать органические вещества из неорганических. У многих питательные вещества откладываются в запас внутри клетки.(рис.3)
рис.3
Размножаются прокариоты путем деления клетки надвое (бесполое размножение). В благоприятных условиях новое деление наступает через20-25 минут. Но есть и половой процесс, т.е. процесс обмена генетической информации (очень редко).(рис.4)
рис.4
Бактериям свойственно спорообразование. Споры бактерий очень устойчивы, в сухом состоянии сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет ( в отложениях найдены бактерии, возраст которых – 3 млрд лет), при этом, гибнут под действием ультрафиолетовых лучей, или искусственном облучении. Попадая в благоприятные условия, из споры быстро образуются бактерии.(рис.5)
рис.5
Задания.
Задание № 1. /Каждый правильный ответ оценивается в 0,25 балла./

Заполните таблицу «Строение клеток прокариот и эукариот», обозначив в ней знаком «+» органоиды, которые имеются в клетках этих организмов, знаком « - » при их отсутствии.
Строение клеток прокариот и эукариот
Органоиды (части) клетки Прокариоты Эукариоты
1. Плазматическая мембрана + +
2. Цитоплазма + +
3. Ядро с ядерной мембраной - +
4. Кольцевая ДНК + -
5. Митохондрии - +
6. Рибосомы + +
7. ЭПС - +
8. Аппарат Гольджи- +
2
максимальное число баллов фактическое
Задание № 2. /Каждый правильный ответ оценивается в 0,75 балла./
Закончите предложения:
а) главное отличие прокариот от эукариот …../отсутствие ядра/
б) прокариоты размножаются …../путем деления клетки/
в) место синтеза белка …../рибосомы/
3
г) неблагоприятные условия прокариоты переносят в состоянии …/споры/
максимальное число баллов фактическое
Задание № 3. / Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл./
Познакомьтесь с механизмом спорообразования.(см рис.5)
Составьте план ответа, характеризующего этапы спорообразования у бактерий.
1 ______ /содержимое бактериальной клетки сжимается/
2.__________ /прежняя бактериальная клетка разрушается/_
3
3.__________ /спора выходит наружу/__
максимальное число баллов фактическое
Задание № 4. / Правильный ответ оценивается в 2 балла./
Объясните, чем обусловлено столь широкое распространение бактерий в природе? Какой биологический механизм помогает им в этом?
/ Бактерии очень быстро размножаются, поразительно выносливы./
2

максимальное число баллов фактическое
10

Итоговое количество баллов : максимальное фактическое
Шкала перевода баллов в отметку.
Баллы от 1 до 2 от 3 до 4 от 5 до 7 от 8 до 10
Отметка 2 3 4 5

Отметка за работу ________
Итоги урока.
Отвечаем на проблемный вопрос.
Почему Луи Пастер назвал бактерии великими могильщиками природы?
/ разрушают трупы животных, остатки растений и превращают это органическое вещество в гумус, или перегной/