Рабочая программа по окружающему миру во втором классе


Пояснительная записка.
Цель изучения курса-формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико- ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, матапредметных способов действий( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)
Задачи:
формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
освоение основ адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде;
знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Общая характеристика предмета
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что школьники:
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
формируется фундамент экологической и культурологической грамотности;
формируется вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности;
даёт ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая как своё личное, так и социальное благополучие;
создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы
-указания на основании какой примерной(авторской)рабочей программы составлена:
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерных программ начального образования, авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой,, планируемых результатов начального общего образования.Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
-какие изменения в примерную(авторскую)программу внесены:
Изменения в программу не внесены
-общий объём часов на изучение дисциплин:
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру ,на предмет «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч.(2 часа в неделю)
Место учебного предмета в учебном плане:
По примерной программе и « Основной образовательной программе начального образования» МОУ «Кривозерьевская СОШ» на предмет «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68ч.(2часа в неделю) Количество часов в рабочей программе соответствует количеству часов в примерной программе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства;
осознание своей этнической и культурной принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
Предмет «Окружающий мир» воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и и планеты Земля Промежуточная аттестация по окружающему миру во 2 классе будет проведена в форме теста
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Тема Кол-во
часов
1. Источники информации об окружающем нас мире 6
2. Планеты и звёзды 5
3. Живая природа Земли 39
4. Человек разумный 6
5. Как уберечь себя от беды? 5
6. Родная страна - Россия 7
Итого 68
Содержание учебного предмета
Человек и природа (40 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля, источник тепла и света для всего живого на планете Земля. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года. Смена времен года в нашем крае на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть).Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, листьями, клубнями). Продолжительность жизни растений.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибовЖивотные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края: их краткая характеристика на основе наблюдений.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Знакомство с разделами Красной книги России. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родное село: название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Экскурсии: по родному селу, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны.
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья. Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2 года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние – многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни;
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России;
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс

п/пТема урока Тип урока Кол-во
часов Вид самост. работы ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Дата
проведения
По факту
Предметные результаты УУД
Где и как найти ответы на вопросы (6ч.)
1 Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших..Ознакомление с новым материалом 1 Работа с текстом Научиться различать объекты неживой и живой природы. 4 Осенние работы на пришкольном участке. Комбинированный 1 Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) 5 Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. Комбинированный 1 Ответы на вопросы Научиться работать с книгой как с источником информации. Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. 6 Опыт и наблюдение. Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. Планеты и звёзды(5ч.)
7 Земля. Модель Земли. Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 8 Почему на Земле день сменяется ночью? Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. 9 Звёзды и созвездия Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. 10 Планеты Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Иметь представления о планетах Солнечной системы. 11 Движение Земли вокруг Солнца. Ознакомление с новым материалом 1 Работа с учебником Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. Неживая и живая природа Земли (2ч.)
12 Как связаны живая и неживая природа? Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 13 Условия жизни на планете Земля Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Свойства воздуха и воды (4ч.)
14 Свойство воздуха Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 15 Кому и для чего нужна вода? Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. 16 Вода и её свойства Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях 17 Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» Комбинированный. Урок- обобщение 1 Тест Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. Солнце, воздух, вода и ....растения (4ч.)
18 Условия, необходимые для развития растений. Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.
Знать условия, необходимые для развития растений. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
- осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 19 Корень, стебель и лист. Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. 20 Питание растений Ознакомление с новым материалом 1 Работа с учебником и с тетрадями Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. 21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» Комбинированный. Урок- обобщение 1 Тест Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Разнообразие растений (4ч.)
22 Цветковые и хвойные растения Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться определять группы растений по их характерным признакам. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 23 Папоротники, мхи и водоросли Ознакомление с новым материалом 1 Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. 24 Красная книга России. Правила поведения на природе. Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. 25 Обобщение по теме «разнообразие растений» Комбинированный. Урок- обобщение 1 Тест Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8ч)
26 Для чего люди выращивают культурные растения? Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 27 Какие части культурных растений используют люди? Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией 28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. 29 От чего зависит урожай зерновых? Ознакомление с новым материалом 1 Знать важность зерновых культур в жизни человека. 30 Растения сада Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 31 Сколько живут растения? Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. 32 Размножение растений своими частями. Ознакомление с новым материалом 1 Работа с текстом Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. 33 Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» Комбинированный. Урок- обобщение 1 Тест Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. Грибы (3ч.)
34 Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
П.:
-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 35 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Знать отличительные признаки съедобных грибов. 36 Как правильно собирать грибы? Ознакомление с новым материалом Работа в рабочих тетрадях Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. Животные (8ч.)
37 Разнообразие животных Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 38 Насекомые Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. 39 Рыбы Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 40 Земноводные Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма. 41 Пресмыкающиеся Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться правилам поведения со змеями.
Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. 42 Птицы Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 43 Звери Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться определять млекопитающих среди других животных. Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 44 Как животные защищаются Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Человек и животные (6ч.)
45 Домашние животные Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться раскрывать особенности домашних животных. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 46 Живой уголок Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 47 Урок-экскурсия на станцию юннатов
Живой урок в музей. Урок- экскурсия 1 Научиться правилам поведения и обращения с животными Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
коле;
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 48 Значение диких животных Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 49 Человек в ответе не только за тех, кого приручил Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Человек разумнный- часть природы (6ч.)
50 Про тебя Ознакомление с новым материалом 1 Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда. Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 51 Что умеет человек? Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 52 Расти здоровым Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 53 Питание и здоровье Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться работать с дополнительными источниками знаний Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
школе;
П.:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 54 От кого зависит твой режим дня? Ознакомление с новым материалом 1 Разработать свой режим дня. Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. 55 Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» Комбинированный. Урок- обобщение 1 Тест Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека. Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Как уберечь себя от беды (5ч.)
56 Чистота – залог здоровья Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться выполнять правила личной гигиены. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 57 Берегись простуды! Ознакомление с новым материалом 1 Работа с учебником. Работа в рабочих тетрадях 58 Твоя безопасность на улице Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться соблюдать правила безопасности на улице. Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 59 Твоя безопасность дома Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. 60 Обобщение по теме
«Как уберечь себя от беды?» Комбинированный. Урок- обобщение. 1 Тест Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. Л.:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром В родном краю (8ч.)
61 Имя города, села, посёлка. Ознакомление с новым материалом 1 Сочинение "Мой край" Научиться работать с различными источниками информации. Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 62 История Московского Кремля. Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. Л.:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. 63 Экскурсия в город Урок- экскурсия 1 Научиться анализировать полученную информацию. 64 Общий дедушка Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром 65 День победы Ознакомление с новым материалом 1 Работа с хрестоматией Научиться приводить примеры основных государственных праздников. Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром 66 День Конституции Ознакомление с новым материалом 1 Работа в рабочих тетрадях 67-68. Итоговое тестирование.
Обобщение по теме «В родном краю! 2 Практическая работа Научиться работать с различными источниками информации. Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)
Методические пособия для учителя
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Географические и исторические настенные карты
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер,
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Микроскоп.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Рельефные модели.
Модель «Торс человека»
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения, животные)
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры –путешествия и т.д.)
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования