Формирование УУД на уроках обучения грамоте


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Шатурторф»
Шатурского муниципального района Московской области


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Подготовила:
учитель начальных классов
Бычкова Е.В.




п. Шатурторф 2015 г.

Формирование УУД на уроках обучения грамоте
Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и Азбуки, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.
Учебник В.Г.Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
В соответстии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.
На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить  учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.
Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока.
 На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»
Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?» на этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.
В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Азбуке» носит первоначальный и основополагающий характер. На полях учебника с помощью соответствующего значка детям предлагалось использовать толковый словарь. Такие задания помогут детям понять, что знания содержатся не только в учебнике, но и в других изданиях. Эта работа поможет учащимся осознать необходимость запоминания русского алфавита. Т.е. использование школьного толкового словаря способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.
В конце букварного периода мы выполняли два исследовательских задания: об истории воздухоплавания и авиации и об истории флота. Те дети, которые только научились читать, эти задания выполнили, добывая информацию с помощью опроса взрослых, а дети, читающие хорошо, использовали информацию из детских энциклопедий.
 На уроках литературного чтения с целью внедрения сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им следовать. На мой взгляд, работа в паре и в группе на уроке более всего способствует формированию у детей умения дискутировать шепотом, спокойно, сдержано, бесконфликтно, т.е. развивает у учащихся не только коммуникативные УУД, но и стиль поведения в обществе.
При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.
Проверить, достигнуты ли цели урока, усвоены ли необходимые знания, сформировались ли необходимые навыки, ребенок может при выполнении заданий рубрик «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения» эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУд как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция и общеучебного УУД рефлексия. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что не только учитель проверяет его знаний и оценивает его, но он и сам проверяет и оценивает свои знания. Я использую такие ролевые игры для повышения мотивации ребенка к самостоятельному получению знаний и формированию навыков, увеличивают способность оценивать собственные, личные результаты работы.
«Я – учитель», которая выполняется ребенком дома вместе с родителями в ходе его знакомства с электронным приложением к «Азбуке». Учащийся, изучив материал электронного пособия, представляет себя учителем и стремится обучить взрослого члена семьи тому, что он изучил на уроке. «Сам себе контролер» проводится ребенком без участия взрослых: он просматривает прописи и оценивает, какие буквы он пишет достаточно хорошо, а какие ему пока не удаются, после чего сам принимает решение о дальнейшей работе по улучшению навыков написания букв.
Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 














 Доклад
на тему : "Формирование УУД у первоклассников
в период обучения грамоте"