Статья Формирование УУД обучающихся на уроках обучения грамоте средствами УМК «Перспектива»
Формирование УУД обучающихся на уроках обучения грамоте средствами УМК «Перспектива»
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».Адольф Дистервег Информационный ХХI век с его новейшими разработками, с возможностями каждого гражданина получить достойное образование характеризуется еще и потерей интереса к учению, увеличением категорий «интеллектуально-пассивных» учащихся, не умеющих работать самостоятельно, испытывающих трудности в обучении, «проблемных» детей. Анализ собственного опыта педагогической деятельности свидетельствует о том, что большинство современных обучающихся не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, одноклассников, но и самих себя. Школьники пдемонстрируют низкий уровень сформированности общеучебных умений: затрудняются самостоятельно работать с информацией, следовать инструкции, решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
Поэтому в условиях реализации новых образовательных стандартов главной задачей образования выступает создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив.
ФГОС – средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и перехода от «школы информационно-трансляционной» к «школе деятельностной». Поэтому основной целью педагогической деятельности выступает создание условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Эта работа начинается с первого класса. Обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Поддержку и развитие интереса каждого ребенка к «открытию» и изучению нового обеспечивает обучение по учебно-методическому комплекту «Перспектива», который представляет собой целостную информационно – образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). УМК «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики, сохраняя лучшие традиции классического школьного образования России, обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Основополагающими принципами комплекта являются следующие: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности, что ориентирует обучение не только на овладение знаниями в соответствии с ФГОС, но и формирует универсальные учебные умения и личностные качества каждого ребенка.
Анализ собственного опыта работы по различным учебно -методическим комплектам показывает, что преимущество УМК «Перспектива» в том, что обучение строится по диалектическому принципу: когда введение новых понятий первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Система заданий обеспечивает развитие логического, образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. Теоретический материал дополнен практическими, исследовательскими и творческими заданиями, которые активизируют деятельность ребенка и способствуют развитию его творческого потенциала. Учебники «Перспектива» построены так, что дают возможность учителю организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы. Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива» является специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться и внутри УМК, и в поисках других источников информации: обучающиеся видят значок, понимают его смысл, приступают к работе: читают сами, читают со взрослыми, сравнивают, размышляют, проводят звуковой анализ слова и др.
Учебно-методический комплект «Перспектива» позволяет решать задачи начального образования посредством использования моделирующей деятельности, системы игр с правилами, контролирующей и оценочной деятельности учащихся. Школьник выступает в роли исследователя, равноправного участника процесса обучения, может выдвинуть свою гипотезу, вступить в дискуссию, имеет право на ошибку, на самооценку своего труда, что способствует индивидуальному развитию каждого ученика.
Рассмотрим важнейший этап в развитии личности ребенка – период обучения грамоте. В это время закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки, складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.
Новая система обучения соединяет в себе два подхода: традиционный (основы его заложены К.Д.Ушинским), и новый, коммуникативно – познавательный подход. Основные принципы, которые придают обучению грамоте новую направленность, - коммуникативный, познавательный, семиотический и гуманистический. Коммуникативный принцип – осмыслить язык как средство общения. Познавательный принцип дает возможность реализовать в обучении важнейшую функцию языка – средство познания действительности. Семиотический принцип - изучение языка как знаковой системы(формирование представления о слове с точки зрения его смысла и звуко – буквенной формы). Гуманистический принцип ставит в центр обучения личность ребенка, его развитие, творческие способности, ценности и интересы.
«В целом система освоения первоначальной грамоты и русского языка на основе коммуникативно – познавательной деятельности, согласованной с природой ребенка, особенностями его речи и мышления, развивает интерес к родному языку, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость для духовно – нравственного развития учащегося», - указывает Л.Ф.Климанова, автор учебника «Азбука».
Коммуникативные УУД формируются уже в добукварный период. Изучая первый раздел «Давайте знакомиться», дети уточняют, для чего мы знакомимся, общаемся и как слово помогает в общении. Таким образом, происходит привлечение внимания к слову, его номинативной функции, значению именования для коммуникативного контакта, формируются первоначальные представления о цели и результате общения в процессе практического взаимодействия, осуществляется развитие коммуникативно – речевых умений на основе соблюдения норм речевого этикета. Например, на уроке обучение грамоте (чтение) по теме «Мир общения» раскрыть понятие «общение» можно так:- Для чего люди знакомятся?
- Надо ли знакомиться ученикам в одном классе?
- Как приветствуют друг друга знакомые люди?
- Что они говорят при встрече?
- Что означают эти слова?
-Что говорят при расставании?
- Какой смысл вкладывают в эти слова?
- Пусть эти слова будут звучать в нашем классе каждый день.
Какие ситуации общения героев Ани и Вани изображены на рисунках (с. 4)?
- Что решили дети сделать сообща (с. 5)?
-Что помогло им создать общий рисунок?
-Да, не только умение рисовать, но и умение договариваться, не ссориться, проявлять взаимопонимание, находить общее решение, объединять усилия. А вам бы хотелось делать что – нибудь вместе, сообща?
- Как для этого нужно учиться общаться друг с другом?
Новая тема, введение понятия начинаются с диалога ребят Ани, Вани и их наставника – профессора Ивана Ивановича Самоварова. На каждом уроке на страницах учебника используются значки «говорим, слушаем» и «работа в паре или в группе», т.е. авторами предусмотрены обязательные задания на формирование навыков учебного сотрудничества, умений слушать и слышать собеседника, достигать взаимопонимания, осознавать, какие правила общения позволят людям понять друг друга. Учащиеся рассматривают различные социальные ситуации взаимодействия, учатся выходить из конфликта, «помогают» решить спор действующим лицам. Задания ориентируют учащихся на то, что знания, полученные в школе, им обязательно пригодятся в жизни, т.к. овладение нормами устной и письменной речи – это показатель общей культуры человека.
Одним из важных познавательных УУД является умение сравнивать, которое формируется у обучающихся с первых уроков. Ученики сравнивают звуки (речевые и неречевые, гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые/мягкие и звонкие/глухие), буквы (заглавные/строчные, печатные/письменные, древний и современный способ письма), слова по слоговому составу, лексическому значению (соотносят звуковые схемы со значениями слов, определяют слово, которое нужно вычеркнуть, в игре «Третий лишний») и др. Например, на уроке обучение грамоте (чтение) по теме «Мир полон звуков» учащиеся узнают, что слова состоят из звуков, сравнивая речевые и неречевые звуки:
-Все, что нас окружает, из чего-то сделано. Из какого материала сделан стол, указка?
- Вы услышали «стол», «указка». Что я сказала? (Это слова.)
- А из чего же сделаны слова?
- Какую цель поставим на уроке?
- Сегодня мы откроем этот секрет.
- Покажите хором, как шипит змея. (Фото змеи)
- Если змея близко, как мы ее услышим, покажите.
- Но вот она испугалась и уползла далеко. Как теперь ее слышно?
- Как воет волчья стая? (Фото волка)
А если стая разбежалась, и волк остался один?
- Листья шуршат, дождь моросит, ветер свистит. Очень много звуков Мы слышим вокруг. Закройте глаза. (Звеню ключами, лью воду, шуршу бумагой, стучу карандашом.)
- Что вы услышали? (Звон, плеск, шуршание, стук.)
- А можно ли из этих звуков построить слово?
- Нет, это неречевые звуки. Значит, слова состоят из каких звуков? (Из звуков человеческой речи.)
- Молодцы! Я вас похвалила. Вам приятно?
- Значит, звуки человеческой речи волшебные, они могут рассмешить или огорчить. Поэтому, прежде чем сказать слово, надо подумать, не обидит ли оно другого человека.
– Угадайте, какое слово я скажу? (Учитель произносит звуки: [о],[ м],[ д].)
- Не знаете. А если эти звуки я выстрою так:[д],[о],[м] ?
- Что такое дом?
- Почему теперь вы поняли слово?
- Оказывается, волшебными звуки речи становятся тогда, когда действуют дружно, в определенном порядке.
Из чего же состоят слова? (Из речевых звуков.)
Для формирования регулятивных УУД в азбуке есть страницы «Узелки на память». Умение школьников оценивать учебные действия развивается через взгляд на себя «со стороны» посредством анализа заданных учебных ситуаций («Азбука», часть 1, с. 19 — «Кто на уроках в лесной школе клюёт носом? Кто прячется в кусты?»), вводом рекомендательных формулировок заданий: «Попробуйте …», «Постарайтесь …», сменой ролевых функций «ученик» — «учитель», когда учащийся контролирует выполнение учебной задачи при помощи сквозных персонажей учебника (помощь героям учебника Ане или Ване), исправляет и объясняет их ошибки. Кроме того, предусмотрены задания, направленные на формирование у учащихся умения делать самостоятельный вывод, самооценку и самоанализ. Например на уроке обучения грамоте(чтение) по теме: «Согласные звуки [с], [с']. Буквы Сс» читаем стихотворение Б. Заходера «Про сома».
Все приходится сомуС детства делать самому.Даже крошечным сомишкамНадо жить своим умишком!- Какой мудрый совет можно извлечь из этих строк?
- И мы с вами стараемся открывать новые знания самостоятельно!Подводя итог урока, вернемся к поставленным задачам. Проверим все ли задачи мы решили?
Закончите предложение:
Сегодня на уроке я :- узнал…
- смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников…(Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)
На слайде рисунки трёх человечков.
— Сделай так, как человечек, если: руки вверх — этот человечек усвоил новое знание, руки в стороны — этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь, руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.
- А что вы хотели бы пожелать себе?
Использую в своей работе такой прием по формированию орфографической зоркости: сама не исправляю ошибку в «Прописи», которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Ребенок самостоятельно находит ошибку, выясняет причину ее возникновения, собственной рукой исправляет.
Таким образом, средства УМК «Перспектива» обеспечивают формирование УУД школьников, развитие ответственности обучающихся за процесс и результаты учебно – познавательной деятельности.
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Сотрудничество в обучении/ А.Г.Ривин. – М., 1991.
Обучение грамоте: пособие для учителя/ (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева). – М.: Просвещение, 2012.
ФГОС начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.