Выступление на педсовете Организация внеурочной деятельности 
Организация внеурочной деятельности 
с одаренными детьми.
    Гранюк Е.М., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи. Краснодарскоо края
Актуальность проблемы:
     Раннее выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, согласно основным положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашается одним из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь ведущим фактором социализации личности. Так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности,        необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной 
          В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. 
Цель организации работы с одаренными детьми:
Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения 
Задачи организации работы с одаренными детьми:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Организация участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, проф. ориентационный центр).
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. 
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы: 
Как учить детей без принуждения?
 Как помочь им раскрыть свои    возможности?
 Как сделать предмет интересным для  всех?
 Как дать стимул к творчеству? 
 Чему я хочу научить своих учеников?
    Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Используя для себя следующие этапы.
Этапы организации работы с одаренными детьми:
Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности. 
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального уровня учащихся. 
Творческая самореализация выпускника начальной школы. 
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. 
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Сегодня  выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания; 
применять их на практике для решения разнообразных проблем; 
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; 
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; 
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся. 
Кружок «Моё здоровье – моё будущее».
Коллективно творческие дела совместно с центрами дополнительного образования и родителями.
Научное общество учащихся «Умницы и умники».
Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны, дистанционные проекты.
Диагностическое обследование.
Портфолио  личных достижений.
      Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей.
Подготовительный этап (1класс).
Поэтому 1 класс – Подготовительный этап направлен на развитие теоретического мышления, развитее наглядно – образной и логической памяти.
Формирование навыков эффективной организации труда. 
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. 
Формирование познавательного интереса. 
Выявление способных учащихся. 
 
В  1 классе  реализуется программа «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании Нестле.   
Методика « Развитие навыков учебной деятельности» Данилова предназначена для развития навыков учебной деятельности у детей в возрасте 8 лет. Задания  стимулируют развитие произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, умения общаться и классифицировать предметы и понятия, наглядно-схематического и логического мышления. 
   Этапы работы тесно перекликаются с направлениями  моей воспитательной системы класса « Личность – это Я» Одно из направлений которого - На пороге будущего.
 
Портфолио – личных достижений. Составляется в 1 классе учащимися совместно с родителями. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми. 
Творческий этап (2-й класс). Направление – « Я- творческая личность»
Совершенствование навыков научной организации труда. 
Формирование познавательного интереса. 
Творческое развитие учащихся. 
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Продолжается внеурочная работа по всем видам деятельности 1 класса, а также самое серьезное внимание обращается на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки. Для этого ведется индивидуальная работа учащихся по выполнению тематических сообщений для уроков окружающего мира, для классных часов, на интересующие темы. Ребята увлеченно принимают участие в школьных олимпиадах, интеллектуальных играх, участвуют в школьных и районных художественных конкурсах.
К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.
Развивающий этап (3 – 4-й класс).
Совершенствование навыков научной организации труда. 
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. 
Формирование исследовательских навыков. 
Развитие информационной культуры учащихся.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск!!!
          Всё вышеупомянутое легло в основу создания научного общества в начальных классах  « Умницы и умники»» Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников. 
Тема: Мы выбираем здоровье.
Цель:1. Создание условий для вовлечения учащихся начальных классов в  коллективную поисково-исследовательскую деятельность.
2. Проведение исследований, имеющих практическое значение.
3.Разработка и реализация творческих проектов.
Задачи: 
формирование  общеучебных навыков;
повышение самооценки учащихся;
приобщение родителей к совместной деятельности;
развитие коммуникативных способностей учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание уважительного отношения к своему здоровью и  здоровью окружающих людей.
Научное общество учащихся начальных классов – добровольное творческое объединение школьников, совершенствующих свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивающих свой интеллект, приобретающих умения и навыки научно – исследовательской деятельности под руководством педагогов.
Направление воспитательной системы « Я познаю мир»
Учащиеся учатся: 
Задавать вопросы
Видеть проблемы
Наблюдать 
Экспериментировать
Работать с информацией
Ошибаться и действовать
Оценивать себя
Работа проводится по  методике исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова. «Я – исследователь».
   Тетрадь «Я – исследователь» разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения.
   В классе достигнуты значительные результаты по итогам школьных олимпиад по развитию речи, чистописанию, ИЗО, окружающему миру, кубановедению. На всех олимпиадах учащиеся занимают призовые места. На всех районных олимпиадах учащиеся 4 кл. заняли призовые места: окружающий мир Холодцова Софья -1место, литер. чтение Лебедь Настя – 1 место, математика Ткаченко Денис – 2 место, русский язык Годованцев Николай – 1 место, Команда 4 кл – 3 место в районной викторине по кубановедению, учащиеся участники и лауреаты Всероссийских конкурсов « Мы – занковцы», « Галерея школьной жизни».
  Учащиеся класса постоянные участники в международных конкурсов-игр по математике ("Кенгуру"), по русскому языку ("Русский медвежонок"). Холодцова С. заняла 1 место в школе и 3 место в районе в конкурсе « Русский медвежонок». Ткаченко Денис – 2  место в районе в конкурсе « Кенгуру».
Курганский А.- победитель всероссийского интернет – конкурса 
«Секрет нашей школы»
Учащиеся готовят проект « Времена года», готовят выступление агитбригады « Перекресток».
Нами было проработаны такие проекты:  «Лекарственные растения Краснодарского края», «Праздники в моей семье», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Домашние животные», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», « Времена года», «Обряды и традиции жителей Кубани» и т.д.
  Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы. 
Хочется, чтобы в результате этой работы любой ученик мог сказать:
«Я знаю, для чего я познаю мир, 
я могу применить свои знания, 
я умею добывать новые 
и успешно делаю это самостоятельно."