выступление на педсовете на тему Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся
Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных компетенции учащихся(сл 1)
Модернизация школьного образования на современном этапе предполагает серьёзный пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.(сл 2)
Современные социальные запросы выдвигают на первый план задачу подготовки выпускников школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. Поэтому особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего и среднего (полного) образования уделено метапредметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования [2,3].
В научной литературе сложились различные теоретические и методологические подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» Мы остановились на понимании компетентности как интеллектуально и личностно обусловленном опыте деятельности, на основе которого актуализируются компетенции [1, с. 18]. При этом компетенции рассматриваются нами как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение определенной деятельности.
(сл 3).
Соответственно метапредметные компетенции школьников определяются нами как система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.
Реализация метапредметного подхода позволяет сформировать определенные умения: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, использовать различные способы поиска и обработки информации учебного материала; наконец, адекватно оценивать правильность выполнения действия, готовность вносить необходимые коррективы в его исполнение как по ходу, так и в результате действия.
Таким образом, метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета, что собственно и позволяет и интерпретировать учебный материал с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход не только позволяет избежать узкопредметной специализации, но и позволяет сохранить предметную форму, развивает ее на рефлексивных основаниях. Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей. При метапредметном подходе в определённой степени преодолеваются строгие рамки предметов, устанавливаются общие для учебных предметов темы, которые ведут к реализации целей более высокого уровня. (сл4)
В зависимости от дидактических целей метапредметные компетенции можно рассматривать с точки зрения:
общности методов и приёмов;
форм преподнесения знаний;
формирования умений и навыков;
общности предметов в плане развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся;
воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.
Формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся значительно способствует дисциплины естественно-научного и математического циклов. Учитель математики, развивая метапредметные компетенции учащихся, должен обращаться к задачам предметов естественно-научного цикла. Однако реальная практика школьной жизни показывает, что зачастую педагоги-предметники сфокусированы на «выдаче» своего материала на уроке, не уделяя времени смежным предметам. В этой связи на помощь приходит внеурочная деятельность, которая зачастую позволяет более качественно и продуктивно развивать метапредметные компетенции учащихся.
Наиболее эффективными в развитии метапредметных компетенций учащихся являются следующие формы работы:(сл 5)
Групповое и индивидуальное обучение школьников.
Исследовательская работа школьников и привлечение их к участию в научно-практических конференциях различного уровня. Данная форма работы позволяет охватить достаточно широкий спектр дисциплин естественно-научного и математического циклов, поскольку тематика исследовательских работ разрабатывается как самими учителем, так и предлагается
Участие учащихся в различных математических состязаниях
Обучение старшеклассников составлению олимпиадных заданий для младших школьников. Данная форма работы, помимо собственно учебных предметных компетенций, способствует развитию умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого .Занятия информатикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно-воспитательного процесса. (Сл 6)
Чем отличаются уроки информатики?
Во-первых, наличием специальных технических средств;
Во-вторых, компьютерный класс, организован так, что каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место при доступе к общим ресурсам;
В-третьих, на уроках информатики активная самостоятельная деятельность;
В-четвертых, уроки отличают изначально высокая мотивация учащихся.
(Сл. 7)Для воплощения в реальный учебный процесс межпредметных связей и формирование на их основе ключевых компетенций необходимо:
(Сл.8)проанализировать стандарты общего естественно-научного и информационного образования, программы и учебники по информатике и смежным предметам для выявления целей, задач, общих методов познания и возможных сфер интеграции материала на основе межпредметных связей;
(сл 9)- определить принципы отбора межпредметного материала, его место в структуре курса и содержании отдельных уроков, а также наиболее подходящие приемы установления межпредметных связей в каждом конкретном случае;
(сл.10) подобрать (создать) дидактико-методический комплекс для установления межпредметных связей, который может включать межпредметные задания к учебным темам и отдельным урокам, приблизительные инструкции, алгоритмы, приемы мотивации деятельности учащихся;
(сл.11)выделить и обосновать методы диагностики, критерии и показатели качества знаний и умений учащихся, эффективности методики преподавания и обучения в целом.
(сл.12)Интегрированное построение учебного процесса способствует:
развитию творческого потенциала учеников, являясь важным средством формирования личностных качеств;
активизирует мыслительную деятельность ученика;
позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;
облегчает учение и формирует представление о целостности мира;
увеличивает долю обобщающих знаний.
(сл.13)Метапредметная программа — это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся.
(сл.14)Метапредметные программы имеют ряд преимуществ перед учебными программами:
. Они способствуют формированию общеучебных умений и навыков.
2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат.
3. На их освоение не требуется дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.
4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.
(Сл 15) Педагогическая целесообразность метапредметнных программ и их эффективность:
1. обеспечивает единство подходов учителей к достижению общих целей школьного образования;
2. обеспечивает согласование учебных программ школьного образования;
3. это программа поддержки самообразования ученика;
4. это средство интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования ученика.
Внеурочная работа является важным средством развития:
Интереса учащихся к предмету;
Их творческих способностей;
Способностей овладевать новыми знаниями;
Коммуникативных умений;
Умения работать в коллективе;
Выявление одарённых подростков.
Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность. Один из самых верных путей повышения качества обучения – установление тесной связи между урочными и внеурочными занятиями. (кружок Творческая мастерская «Создание видеофильмов»)
Сл 16Метапредметные результаты
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с поставленной целью;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения недочетов;
оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им выполнен проект;
(сл 17)владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных действий в зависимости от конкретной ситуации;
самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ежегодно у нас в школе проводятся олимпиады. В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности.
Я считаю, что проведение внеурочной работы показывает, что она полезна: помогает учителю лучше узнать своих учеников, развивает его способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
(Сл18-сл19)