Выступление на педсовете «Воспитание и саморазвитие толерантности учащихся во внеурочной деятельности»
Выступление на педсовете «Воспитание и саморазвитие толерантности учащихся во внеурочной деятельности»
Трофимовой Лидии Николаевны, заместителя директора
по воспитательной работе.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди!
16 ноября 1995 года в Париже странами ЮНЕСКО, включая и Россию, было дано определение толерантности:
«Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.
Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Фундаментальное ядро содержания общего образования призывает нас к созданию в образовательной среде зоны, способствующей воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
В 2011 – 2012 учебном году коллектив нашей школы вступил в муниципальный эксперимент по теме «Создание творческой седы в школе как фактор воспитания толерантности». Цель эксперимента: выявление и создание необходимых и достаточных условий для формирования толерантных ценностных ориентаций учащихся в творческой образовательной среде школы, а также разработка эффективных средств и технологий формирования толерантного сознания обучающихся.
Актуальность:
потребность общества в творческой, активной, конкурентоспособной личности, обладающей умением жить в социуме, изменять обстоятельства и ценностные отношения.
Основные идеи эксперимента:
1.Предоставление свободы и самостоятельности выбора вида творческой деятельности.
2.Расширение круга возможностей для творческой деятельности путём сотрудничества с учреждениями дополнительного образования.
3.Вовлечение родителей в реализацию программы.
4.Активизация работы органов ученического самоуправления.
В конечном результате ожидаем увидеть всех педагогов с высоким уровнем толерантности, минимум родителей и учащихся с низким уровнем толерантности, хотим увидеть выпускника, способного осознавать социальные связи с обществом, знающего своё место и роль в общественном развитии, обладающего умениями созидательной деятельности и выстраивания собственной жизни на основании общечеловеческих ценностей и самосовершенствования.
На первом месте этого понятия толерантности– терпимость. Но терпимость не отражает всей полноты слова, а зачастую и противоположна толерантности.
«Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
Толерантность школьников играет большую роль в создании социально-психологического климата в школьной полиэтнической среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности.
Педагогические задачи воспитания толерантности состоят в следующем:
•глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
•формирование представления о многообразии культур в России и мире;
•воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности;
•создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
•развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
•воспитание в духе мира;
•развитие этнической толерантности;
•формирование осознанных позитивных ценностных ориентацией личности по отношению к культурному наследию России;
•воспитание уважения к истории и культуре других народов;
•создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
•формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению. То есть толерантность в воспитательном процессе – это развитие нравственности, патриотизма, этики, культуры, стремления к самоусовершен-ствованию и успешности.
Мы пришли к мнению, что воспитание толерантности будет эффективным в совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса, поэтому ряд вопросов по теме рассмотрен на заседаниях МО классных руководителей: «Методы и приёмы воспитания толерантности обучающихся», круглый стол «Роль сотрудничества классных руководителей и родителей в приобщении подростков к здоровому образу жизни», «Роль сотрудничества классных руководителей и родителей в системе нравственного воспитания обучающихся», семинар «панорама деятельности классного руководителя по развитию социально-адаптированной личности», проведён педсовет «Развитие социально-адаптированной личности как средство модернизации образовательного процесса», родительское собрание «Организация совместной работы семьи и школы по воспитанию толерантности обучающихся». В рамках реализации программы «Воспитание толерантности» во всех классах проведены классные часы и родительские собрания по воспитанию толерантности.
Классные руководители прививают культуру толерантности через создание творческой воспитательной среды: учащиеся реализовывают себя в органах ученического самоуправления, активно участвуют в общешкольных и районных мероприятиях, акциях, концертах.
Работа проводится по 4 основным направлениям:
«Познай самого себя» (в начальных классах проводятся мероприятия, определяющие самобытность подростка через раскрытие его увлечений, развивающие навыки самовоспитания и самосовершенствования «Мои интересы и увлечения», «Я – дома», «Я – в школе», «Я среди друзей», «Будем добрыми и человечными»,). МЕРОПИЯТИЯ ПО ТОЛЕР!«Семейный лад» (праздники совместно с родителями «Самая родная», «Моя родословная», «Профессии моей семьи», формирующие уважение к близким, развивающие навыки конструктивного общения и самовыражения учащихся через совместную творческую деятельность). Хорошо налажена работа по проведению мероприятий в 4 –а, 4-б классах (классные руководители Шикунова Н.П., Пуговкина Е.А.), в 10 классе (классный руководитель Портянко С.Л.), в 8-А, 8-Б классах(классные руководители Федотова А.Г., Димитрова Т.В.)
«Малая Родина. Культура моего народа» (классные часы «Мой город мне дорог», «Памятники нашего края», «Лучшие люди города», расширяющие познавательную сферу, навыки толерантного восприятия информации, преподносимой другими).
«Культурно национальное пространство России» («Первый в мире космонавт –россиянин», «Моя столица», заочные путешествия «Музеи Санкт-Петербурга», «Города –герои», способствующие принятию себя и сверстников как представителей и активных граждан российского государства, формирующих уважительное отношение к своему Отечеству.
Классными руководителями, руководителями кружков, администрацией школы создаётся в школе создаётся творческая среда, в которой дети различных национальностей (а у нас в каждом классе есть такие дети), в которой каждый ребёнок может реализовать свои способности. Радует, что многие классные руководители и руководители кружков, обладая качествами толерантного педагога, вовлекают всех учащихся в творческую деятельность, независимо от национальности, вероисповедания, взглядов. Результат – многочисленные победы наших учащихся на различных конкурсах, в том числе и учащихся других национальностей. Братья Тимаевы приносят школе награды в спорте, в фестивале «Радуга творчества» победителями стали Торосян Буростан, Тимаевы Адлан и Биболт, Дубенкова Патрина. Л.А. Шупикова, руководитель кружка «Вокальное пение» открыла ещё одну маленькую звёздочку, Махаури Милану, которая уже показала себя на первых школьных концертах. С целью формирования духовно –нравственных ценностей, учащиеся нашей школы участвуют в таких конкурсах, как «Вифлиемская звезда», «Рождественский вертеп», проводятся классные часы и мероприятия, формирующие толерантное отношение к людям различных национальностей, взглядов и вероисповедания. Уважительное отношение к историческому прошлому, патриотизм формируется на занятиях кружков «Хранитель памяти», «Краевед», организовываются встречи с ветеранами войны, воинами локальных войн, интересными людьми нашего города. И, несомненно, огромную роль в этом направлении играет постоянно действующий школьный музей Боевой Славы «Хранитель памяти».
Работа по созданию творческой среды как фактора воспитания толерантности выходит и за пределы школы.
Налажено тесное сотрудничество с центром «Молодёжь +», клубом «Лидер» ДДТ «Гармония», центром социальной защиты населения: волонтёры школы принимают активное участие во всех молодёжных и благотворительных акциях, районных и городских мероприятиях. Неоднократно принимали участие в акции «Помоги донести покупку», награждены Грамотой Регионального центра «Молодёжь +» за активное участие в реализации программ «Молодёжь и право», грамотой «Ртищевского управления ФСКН России» за активное участие в осуществлении мер профилактического воздействия среди населения города». За активную волонтёрскую работу учащаяся нашей школы Шишкина Екатерина дважды награждена путёвкой во всероссийский лагерь «Орлёнок».
Регулярно проводятся мероприятия совместно с центральной детской библиотекой, школой искусств, дворцом Культуры, центрами детского творчества «Светлячок», «Гармония», представителями добровольной организации «Боевое братство», спортивным комплексом ФОК. Учащиеся начальных классов в сопровождении тьюторов и воспитателей групп продлённого дня посещают кружки в «Гармонии», бассейне «Дельфин», учащиеся 5 – 6 классов – кружок «Юный техник» на станции юного техника. В системе отлажена работа по сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования в 10 классе (классный руководитель Портянко С.Л.), в 9-а и 9-Б классах (классные руководители Рябкова О.В., Дроздова Л.И.), в 11-а, 11-Б классах (классные руководители Бердникова Т.А., Сараева Т.И.), в 5-А, 5-Б классах (классные руководители Бердник Г.И., Цыпина Е.Ю.), во всех начальных классах (классные руководители Петрухина Н.В., Миронова О.А., Абаплова Т.В., Коробова А.В., Акинтеева Е.П., Ивакина Е.А., Пуговкина Е.А., Шикунова Н.П.)
Активнее стали работать органы ученического самоуправления. Налажена шефская работа над детьми детского сада «Звёздочка», в котором учащиеся 10 класса неоднократно проводили игровые программы с детьми, строили им горки и ледяные лабиринты.
Классные руководители Дроздова Л.И..,Портянко С.Л., Бердникова Т.А., Цыпина Е.Ю.. Кирьянова Л.Н., Контарёва Е.Н., Сараева Т.И., Ефимова Г.Н., Василькина Л.П., Медведева Ю.А., Кошелева О.К., Александрова Е.В., Сыромицкая Г.А. в системе ведут работу по организации туристических поездок по памятным местам нашей страны с целью знакомства с культурой народов и историческим прошлым Родины. Посещены такие города, как Казань, Санкт –Петербург, Саратов, Волгоград, Пенза, Саранск, Тула, Нижний Новгород, Тарханы.
Однако, достаточно высок процент учащихся с низким уровнем коммуникативной толерантности: зачастую мы наблюдаем конфликты между учащимися 1-Б класса (классный руководитель Петрухина Н.В.), 2-б класса (классный руководитель Коробова А.В.), в 5 – в классе (классный руководитель Кошелева О.К.). Из-за неприемлимости чужого мнения, отличного от своего, рукоприкладство, ненормативную лексику, осуждение, а порой и грубое отношение друг к, другу, к педагогам встречаются в 6-А классе (классный руководитель Кирьянова Л.Н.), в 9-В классе (классный руководитель Егорхин Ю.В.), в 9-Г классе (классный руководитель Сыромицкая Г.А.) . Причём это бывает не только в отношениях ученик – ученик, но и родитель – ученик, родитель – учитель, ученик – учитель, да и учитель – учитель тоже не всегда толерантны по отношению друг к другу. То есть работа в рамках программы «Воспитание толерантности» должна быть направлена на всех участников образовательного процесса. Остаётся ряд проблем с учащимися девиантного поведения, с семьями категории СОП. В каждом классе есть малоактивные учащиеся, неучаствующие в общественной жизни класса и школы, со слабо сформированными навыками толерантности и саморазвития. Поэтому классным руководителям следует продумать формы и методы создания творческой среды для каждого обучающегося. Выросло количество учащихся, состоящих на учёте ОДН, что говорит о плохой работе Савиной Е.Н., социального педагога по профилактике правонарушений. Проблемой является и вовлечение родителей в процесс создания творческой среды и воспитание толерантности. Вызывает трудности привлечение родителей к добровольной организации творческой деятельности в кружках и объединениях.
В заключение хочу сказать, что процесс воспитания и обучения неразделим. Обучая, воспитываем и воспитываем, обучая: своим примером, примером литературных героев, исторических личностей, деятелей политики, культуры. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантных качеств в своих детях, начинает с себя».
Давайте учиться и учить детей договориться друг с другом. Не будем забывать о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
Заместитель директора по ВР Трофимова Л.Н.
Решение педагогического совета:
Считать опыт классного руководителя 11 – А класса Бердниковой Т.А. обобщённым. Распространить её опыт по приобретению социального опыта учащимися.
Классным руководителям 1 – 11 классов применять правила толерантного педагога, предложенные Бердниковой Т.А.
Классным руководителям 1 – 11 классов использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы толерантных отношений в образовательной среде.
Продолжить работу в рамках программы «Воспитание толерантности» со всеми участниками образовательного процесса.
Классным руководителям 1 – 11 классов следует продумать формы и методы создания творческой среды для каждого обучающегося, вовлекая в активную деятельность пассивных учащихся, учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, учёте ОДН, детей группы риска
Социальному педагогу Савиной Е.Н. систематически проводить мероприятия по профилактике правонарушений, активно участвовать в реализации программы «Воспитание толерантности» с учащимися, состоящими на внутри-школьном учёте, учёте ОДН, детьми группы риска.