Статья по теме Эффективность урока — стимул к успеху преподавателя и студента
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КОВРОВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Доклад по теме:
«Эффективность урока – стимул к успеху преподавателя и студента»
Подготовила: Зуева Н.В.,
преподаватель русского языка
и литературы
2017
Требования, предъявляемые к современному уроку
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
В учебном заведении обучающийся занимается социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
В настоящее время изменилась социальная ситуация развития учащихся:
- резко возросла информированность ребят;
- современные студенты относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность живого общения со сверстниками.
В настоящее время преподаватель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Образовательное учреждение становится не столько источником информации, сколько учит учиться; преподаватель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Таким образом, новая профессиональная компетенция педагога – переносить акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному занятию. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок? Урок - главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, необходимо, чтобы педагог в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа - как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, студенты учатся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
Сегодня от выпускника ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.
В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность обучающегося, осмысленность и осознанность его действия на занятии, наличие равенства преподавателя и студента. И даже больше - главным на уроке стал обучающийся, а педагог только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову учащегося, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.
Проблемы эффективности урока
Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы.
У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:
Однообразие используемых методов на уроке.
Нерациональное использование времени на уроке.
Редкое применение элементов проблемного обучения.
Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.
Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:
Однообразие применяемости методов.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Проблема низкого профессионализма педагогов.
Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на:
Недооценки теории, однообразии применяемых методов.
Нерациональном использовании времени на уроке.
Формализме в подборе упражнений и заданий.
Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.
Перегрузке учащихся.
К более подробному списку причин, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести:
отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока;
неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока;
замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока;
недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся,
неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока;
однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя;
неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания;
·
нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний;
малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий;
незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения;
многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала;
назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению;
создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя;
недостаточное или избыточное применение ТСО;
необъективность оценки результатов деятельности ученика;
низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.
Способы повышения эффективности урока
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у студентов сформировано положительное отношение к учению, познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Средства, повышающие эффективность урока с точки зрения современной методики:
Значимым в деятельности учителя становится умелое сочетание лучших методов традиционного обучения с инновационными подходами: «от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию новой учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний».
Целеполагание должно быть не только у преподавателя, но и у студентов.
Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности обучающиеся должны научиться ориентироваться в больших объёмах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний.
Принципы урока: сотрудничество обучающихся и педагога, эффективность стратегии преподавателя, которая целесообразна, творческий подход, наличие алгоритма соответственно своей педагогической концепции.
Активные методы обучения, основанные на коммуникации, стимулируют познавательный процесс, вносят разнообразие в процесс обучения, раскрепощают личность, проявляют творческую активность, помогают установить психологический контакт между педагогом и учащимся.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.
Использование в уроке традиционных и нетрадиционных методов одновременно.
Современные формы уроков: урок – форум, урок – мастерская, урок – семинар. Урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие, изобретение, проект и т.д.
Необходимым условием эффективного урока является и рефлексия.
Критерии эффективности урока
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Критериями эффективности являются:
активная мыслительная деятельность каждого студента в течение всего урока;
обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других;
мотивация познавательной деятельности на уроке;
обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
достижение целей урока.
Каждая «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:
- четкая целенаправленность урока;
- организационное и материальное обеспечение;
- оптимальный психологический режим;
- оптимальный темп и ритм работы на уроке;
- систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций;
- рациональное использование времени на уроке;
- непрерывный контроль и самоконтроль;
- восстановление делового равновесия при его нарушении;
- закрепление и оценка знаний, умений;
- непрерывное совершенствование учебного процесса.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании преподаватель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.
Вместе с тем уроку должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности педагога и студентов, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение обучающихся становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим и развивающим.
Три постулата лежат в основе эффективного урока:
1. «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика».
2. «Урок есть часть жизни ребенка».
3. «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.
Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2005
ВђЗаголовок 115