Презентация на тему: Эффективность урока — стимул к уроку учителя и ученика
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика» Учитель русского языка и литературыКозиренко В. В. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Критерии эффективного урока. Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истины.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость ! Профессионализм в области конфликтологии и психологииПедагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА:конкретность поставленной цели и задачи;заинтересованность учителя и ученикакачество материала;разнообразие методов;эмоциональная подача материала;выбор типа урока;прогнозирование результата урока;учебные возможности ученика;мастерство;умение общаться: * не запрещать, а направлять; *не заставлять, а убеждать;*не ограничивать, а давать свободу выбора;доступность; самостоятельность учащихся;творчество;индивидуальная работа;эмоциональная атмосфера;насыщенность урока, моторная плотность урока;обратная связь;наибольший результат;наименьшие «затраты»;педагогическая находка учителя;личность учителя;умение мыслить;сотрудничество учителя и ученика;толчок к поиску; ТСО Какие бывают цели урока? Образовательная- « что?» Воспитывающая: Развивающая – «как?» Цель зависит от: - содержания урока - уровня профессионального мастерства учителя - типа урока - методов и форм работы - уровня класса и возможности учениковЦель должна быть посильной Учитель ставит цель Для себя (программа -максимум) Для детей (программа – минимум) При постановке целей учитываются Проблемность материала Наглядность Воздействие на эмоции и чувства Стиль общения Применение Знаний на практике Содержание материала Совокупностьрешений множества задач Ожидание результата МЕТОДЫ, способствующие эффективности урока Классификация методов Методы По источникам знаний Словесные. Наглядные. Практические. По степени воздействия учителя на учащихся Изложение. Беседа. Самостоятельная работа. В зависимости от конкретных дидактических задач Подготовка к восприятию. Объяснение. Закрепление и т. д. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе Объяснительно-иллюстрированный ,,.. (информационно-рецептивный). Репродуктивный. Проблемный. Частично-поисковый. Исследовательский. По принципу подачи знаний: Аналитический Сравнительный. Обобщающий. Классификационный. По характеру движения мысли от незнания к знанию Индуктивный. Дедуктивный. Бинарные методы Стимулирующе-поисковый. Побуждающе-поисковый. Индуктивно-практический. Методы оптимизации учебно-воспитательного процесса Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (УПД). Методы стимулирования и мотивации УПД. Методы контроля и самоконтроля УПД. Проблемные методы Алгоритмический программированный. Эвристический. Диалогический. Монологический. Исследовательский. Поисковый. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДЫ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕРЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЕИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКИЕ Приемы , способствующие проведению эффективного урока Приемы эффективности урока Соуправление классомСпособы повышения интересаПриемы обучения с помощью органов чувствПриемы конструирования вопросовПриемы сочинительстваПрием «Найди ошибки»Подготовка учеников к докладамИллюстрированиеТехнология «Диспут»Игры-тренингиСпособы повторенияУстный опросПисьменный контрольВиды домашних заданий Приемы эффективного урока «Корзина идей»«Пометки на полях»Написание синквейнаНаписание эссе«Лекция со стопами»Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» Прием “Корзина” идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной или заключительной стадиях урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний или обобщение изученного на уроке. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме Прием “Пометки на полях” Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или в тетради по литературе. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.Можно использовать для нахождения цитат при характеристике героев, отбору изобразительно-художественных средств. Прием “Написание синквейна” В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. Прием “Написание эссе” Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием “Лекция со стопами” Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка.Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ” Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее.В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Ззнаю УУзнал (а) ХХочу узнать Формы и виды организации эффективного урока Формы организации эффективного урока Урок- викторинаУрок- поискПроектный урокУрок-экскурсияУрок – экспедицияУрок без учителяСтихотворно-музыкальный урокУрок пресс- конференцияУрок взаимообученияУрок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)Интегрированные урокиУрок – фантазияУрок – сказкаУрок- спектакльУрок- лекцияИ другие Формы учебной работы учащихся Коллективные Парные Бригадные Фронтальные Индивидуальные Групповые Игровые формы Ролевые Организационно-деятельностные Имитационные Дидактические Игра «Ассоциация» Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТ.(например: К – компетентность, О- ответственность и т.д.) Для чего необходим анализ урока? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель Формирует аналитические способности Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы Что дает анализ урока педагогу? Современный урок –современный учитель... Учитель. Суетливый, крикливый Объясняет, объясняет, ждёт Когда окончится эта пытка? Бедолага! Учитель – какой он?Синквейн Учитель – какой он?Синквейн Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Настоящий друг! Мастер. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Душевный, открытый Любящий, ищущий, думающий. Много идей - мало времени. Призвание. Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.