Доклад Эффективность урока — стимул к успеху учителя и ученика
Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика
Вопрос качества, а значит современности урока, волнует всех. Все понимают, что современный урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
-понят ли учащимися теоретический материал,
-научились ли применять полученные знания на практике,
-сформировались ли навыки по теме урока,
-проведена ли учителем коррекционная работа,
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
От чего же зависит эффективность урока?
1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств, которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Для себя учитель всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.
Таким образом, результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно:
знания предмета
культуры общения
любви к детям.
2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. Нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
Виды нетрадиционных уроков:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд,
урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие,
урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.
К сожалению, с каждым годом в школьной практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.
3.Также эффективность урока зависит от использования методических приёмов.
Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.
Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.
1. Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса.
2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию
3. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.
4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
5. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. А если ребёнок умеет оперировать терминами - это ещё один
·шаг к его успеху в обучении.
6. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Динамику можно проследить как процесс изучения одной и той же темы на протяжении всего школьного курса.
7. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени на подготовку и при использовании его на уроке.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся используются на разных этапах урока:
на этапе проверки домашнего задания;
на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
на этапе воспроизведения полученных знаний;
на этапе домашнего задания.
У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
Учитываются особенности класса:
* уровень успеваемости,
* отношение к предмету,
* темп работы,
* подготовленность учащихся,
* отношение к дисциплине,
* индивидуальные особенности.
4.Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.
Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.
Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.
Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.
Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан с стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков.
Последние несколько лет стимулом к активной познавательной деятельности является метод проектов. Чтобы сделать урок интересным, ребята сами организуют поиск нового материала и создают презентации.
Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
5.Также эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно?
6. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Уроки с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в учебный процесс.
Использование компьютерных технологий ведет к
повышению эффективности обучения (развитию интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразию форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществлению индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширению объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечению гибкости управления учебным процессом (отслеживанию процесса и результата своей работы);
улучшению организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышению качества контроля знаний учащихся и разнообразию его формы;
включению учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышению интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, и исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
15