Формирование умений работы с текстом на уроках биологии. 
Формирование умений работы с текстом на уроках биологии.
Чечкенева Людмила Витальевна
учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 6 г.ЮгорскаПриоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. 
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Известно, что знания становятся прочными, если они получены не в готовом виде, а в результате познавательной деятельности. Поэтому главная задача учителя, в современных условиях, организовать  эффективную  деятельность учащихся по получению знаний. 
Одним из УУД   является умение осмысленно работать с текстом. Чтобы его сформировать,  важно и естественно задействовать в процессе обучения «на равных», параллельно, оба полушария мозга: и левое, отвечающее за логическое и рациональное начало в мышлении, и правое, доминирующее во всём, что касается образного  и художественного способа познания.[3] Это возможно через изложение учебного материала в  стихотворной форме. Наряду с содержанием стихов наша память фиксирует и то эмоциональное состояние, которое сопутствует получаемой  информации. Необычная форма предъявления учебного материала и образность его изложения могут облегчить его понимание и запоминание. В.Н.Фросин отмечает, что   многие биохимические и физиологические процессы идут в нашем организме с определенной частотой, в определенном ритме. Другими словами, запоминание осуществляется на уровне подсознания.[4] Известный русский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский писал: «Для серьезного развития серьезных наук нет ничего пагубнее звериной серьезности».
Занимательность позволяет раскрыть эмоциональные каналы ребёнка, в результате чего главным мотивом учения становятся интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности, интеллектуальное наслаждение.  Занимательные стихи как основа урока помогают извлекать главную мысль  из текста легко, и особенно на уроках биологии,  их использование оказывается эффективным и оправданным. Например, при изучении органов растения данное стихотворение позволит изучить эти органы, выделить их функции  и запомнить. При контроле усвоенного материала, вместо органов можно поставить пробелы и дать задание: вставить необходимые термины. А можно, с целью изучения темы, изучая параграф, вставлять пропущенные органы. 
       Органы растения
На растенье посмотрите,
Его части назовите.
Снизу корень есть друзья,
Без него прожить нельзя.
От него идет побег
И растет он чаще вверх.
Разделить его мы тоже
На несколько отделов можем.
Первый – стебель, а на нем
С вами почки мы найдем.
Тут скоро листья вырастут,
И кислород нам всем дадут.
Здесь и другие почки есть,
В них бутоны развились.
Вырастут из них цветы,
        А из цветов потом плоды.Н.А. Ерошевская [2]
Данные стихи  можно использовать при изучении тем: пищеварение в желудке и строение глаза в 8 классе. Обучающимся   даётся задание заполнить таблицу, прочитав стихотворение.
Железы желудка Ферменты  Вещества, расщепляемые в желудке Среда раствора в желудке
Пищеварение в желудкеСтроение глаза
Фросин В.Н.Фросин В.Н.[4]
Проглоченная пищаБрови, ресницы и веки
 В желудок попадает.Не просто даны человеку.
 Здесь жeлезы желудкаГлаз, как стражи, они охраняют,
 Ферменты выделяют,От влаги и пыли его защищают.
 Белки тут расщепляютОрган зрения – это глаз,
 Пепсин и гастриксин.В нем три оболочки.
 Желудок защищаетТа, что белая, снаружи,
 Слизистый муцин.Назовем белочной.
 Липаза расщепляетТак прозрачна впереди –
 Жиры из молока.Со стеклом сравнится.
 А основная часть жиров Эту часть ее зовем просто – роговица.
 Нетронута пока.Слой второй – в нем есть сосуды,
 Идет пищеварениеВпереди он радужка
 В соляной кислоте.В ней отверстие – зрачок,
 Такой среды кислотнойИ пигменты разные.
 Больше нет нигде.Рецепторы в сетчатке, в глубине,
Все четко помогают видеть мне.
 Поделим мы их на парочки:
 Одни – колбочки, другие – палочки.
При изучении строения глаза можно предложить ученикам найти оболочки глаза, о которых речь идёт в стихотворении, на предложенном рисунке. Или расположить карточки с названием частей глаза в том порядке, как в глаз проходит свет. 
Развивать  внимание можно,  используя  тексты - небылицы, в которых заведомо заложены ошибки. Изучив материал по учебнику, надо найти ошибки в тексте. Например, письмо Мюнхаузена по теме: Строение семян и условия их прорастания.
Думаю, что некоторые семена не надо замачивать перед посевом. Для прорастания им хватит влаги земли. Поэтому сеять их надо на утрамбованную почву, а сверху землю тщательно прихлопать, чтобы не было испарения воды.
Считаю, что семенная кожура мешает семени храниться, так как не пропускает воздух, свет, тепло, влагу! А это важные факторы для хранения!  Кроме этого она мешает при прорастании.
Рекомендую для скорого прорастания семян: отберите целые и крупные семена, ссыпьте их в стакан и поставьте в тёплое тёмное, хорошо проветриваемое место! Через сутки ждите всходов.
Утверждаю, что эндосперм в семени нужен лишь для поддержания красивой формы зерновки. А у двудольных растений эндосперма в семени вообще нет.
Утверждаю, что не существует никакой разницы между семенами однодольных и двудольных растений. Предлагаю убрать эти слова как ненужные!
В связи с этим, что семя образуется на растении, а растение вырастает из зародыша, считаю, что семя – это часть зародыша.
Использование таких текстов,  позволяет работать  с учебным текстом более эффективно. Нетрадиционная форма подачи материала активизирует воображение и развивает правое полушарие головного мозга, что улучшает понимание и усвоение учебного материала.
Умение отвечать на вопросы по параграфу, казалось бы, очень естественно. Но на практике, оказывается, что у многих учеников оно сформировано слабо. Данную проблему, на уроках биологии, как впрочем,  и на любых других, можно  решать через умение самостоятельно формулировать вопросы по учебной теме. Для этого  обучающимся предлагается назвать термины из новой темы,  и учитель их вносит в левый столбик таблицы на доске. А затем, в правый столбец, вместе с детьми записываем какие вопросительные слова они знают.
Например, по теме: строение грибов может получиться следующая таблица.
Грибы
Гетеротрофы
Грибница или мицелий
Плодовое тело
Хитин
Пластинчатые грибы
Трубчатые грибы Как
Где
Почему
Какие
Что 
Из чего
Соединяя термин и вопрос, у детей могут получиться  следующие вопросы: 
Из чего состоят оболочки клеток грибов?
Что такое грибница?
Из чего состоит плодовое тело грибов?
Какие грибы относятся к трубчатым? И т.д.
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.
При изучении тем, в которых рассматриваются  процессы и их этапы, чтобы активизировать мыслительную деятельность при работе с учебником, возможно использование приёма «Восстанови последовательность». При этом обучающимся даются карточки, на которых написаны этапы процесса и предлагается расположить их в правильном порядке.  Данное умение  особенно важно, так как подобные задания КИМов ОГЭ,  для учеников,  оказываются  сложны.  Например,  при изучении темы размножение мхов, карточки могут быть следующими:
Образование спорофита
Созревание гамет
Образование гаметофита
Оплодотворение
Созревание спор и их прорастание
Образование протонемы
В заключении необходимо сказать, что самое главное в процессе обучения,  не дать конкретные учебные знания, хотя этой функции учителя никто не умоляет, а обучить метапредметным  умениям, которые позволят обучающемуся в дальнейшем самостоятельно продуктивно работать с текстовым материалом.
Литература.
Агафонов В.В.  О приёмах запоминания и усвоения информации. -  М.: Изд-во «Ювента», 2000г.
Ерошевская  Н.А. Методика использования дидактических стихов на уроках биологии http://pedsovet.su/load/86-1-0-24977
Соболева О.Л. Ассоциативный  алгоритм. «Школьный психолог» № 45, 2000г.
Фросин В.Н. Биология в моей жизни: воспоминания студента  медицинского университета: Учебное пособие. – Казань: ООО «Диалог - Компьютерс», 2006