Опыт работы
«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Главная цель курса «Литературное чтение» - это литературное
развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.
Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:
обеспечение полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературного жанра,
выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
работа над навыком чтения;
формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
включение учащихся в самостоятельную творческую деятель-
ность, развитие речи;
расширение круга чтения младших школьников.
Особенности курса «Литературное чтение»:
уроки литературного слушания в первом классе;
использование технологии моделирования;
«нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения;
использование схем, таблиц, кроссвордов;
разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифферен-
цированный подход в обучении;
осуществление самоконтроля и самооценки.
При реализации программы курса «Литературное чтение» определились следующие этапы формирования самостоятельной читательской деятельности.
Этапы различаются: целями обучения, структурой урока, методикой обучения, учебным материалом, требованиями к ЗУН.
Первый этап – подготовительный (1класс)
Цель: обучение восприятию литературного произведения.
Задачи:
обогатить читательский опыт детей;
отрабатывать специальные читательские умения;
развивать речь учащихся;
развивать интерес к самостоятельному чтению.
Основная форма работы: урок литературного слушания.
Основной метод: наглядное моделирование через введение
системы заместителей для жанров, тем, героев, составление схематических планов.
Второй этап – начальный (2класс)
Цель: развитие читательских и речевых умений.
Задачи:
формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
развивать интерес к чтение, расширять читательский кругозор;
воспитывать нравственно-этические основы;
совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста;
отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской
книгой.
Основные формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, уроки слушания, нетрадиционные формы уроков).
Третий этап: основной (3класс).
Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Задачи:
1. обеспечить полноценное восприятие произведения;
2. выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
3. совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
5. формировать литературоведческие представления;
6. расширять круг чтения, формировать читательские умения.
Четвёртый этап – заключительный (4класс).
Цель: формирование самостоятельного читателя.
Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.
Специфика уроков литературного слушания.
Первоклассник обычно имеет достаточно большой опыт общения с литературой и книгой. Посредником этого опыта являются взрослые,
которые много читают дошкольникам. Не ослабевает интерес ребёнка к восприятию художественной литературы и с приходом в школу.
Вместе с тем систематическое и полноценное общение с разнообраз-
ными книгами в первые школьные годы нарушается: резко сокращается чтение взрослого ребёнку, т. к. изменяется позиция родителей к совместной читательской деятельности с детьми. Авторы
комплекта видят выход в проведении специальных уроков слушания.
Специфика уроков слушания прежде всего в том, что приоритетной
Целью таких уроков является обучение восприятию литературного
текста. Для первоклассника, ещё не овладевшего навыком чтения,
слушание литературных произведений, которые читает ему учитель,
является источником развития стойкого интереса к литературе, накоп-
ление читательского опыта, развитие речи, воображения. Кроме этого,
такое общение с книгой становится первой серьёзной школой нравст-
венности и культуры.
Исходя из указанной главной цели уроков слушания выделяются конкретные дидактические задачи:
развитие способности эмоционально откликаться на события,
описанные автором произведения, воспитание чувства сопри-
частности и сопереживания;
формирование понимания темы, основной идеи произведения,
его структуры и языковых средств;
развитие ориентировки в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.
Уроки литературного слушания эффективно использовать и для фор-
мирования читательской деятельности. На этих уроках формируются
читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплёт,
обложка, иллюстрации, оглавление).
Необходимым условием является использование детской книги для
работы на уроке. И обязательным этапом на уроке было рассматрива-
ние книги.
Для формирования специальных читательских умений предлагается метод наглядного моделирования через введение системы заместите-
лей для жанров, тем, героев, а также составление схематических пла-
нов.
С первых уроков слушания совместно с детьми выбираются заместите-
ли, которые помогают ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.
Жанры обозначаются фигурами (например, сказка-круг, рассказ-прямоугольник), темы чтения замещаются цветом (например, о природе - зелёным, о детях - жёлтым).
Предлагаю следующие упражнения с моделями:
сравнение разных моделей;
подбор произведений к моделям;
выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению;
подбор произведений по темам в соответствии с моделью;
заполнение модели обложки.
Упражнения с книгами:
При рассматривании книг добиваюсь, чтобы правильно называли
её (фамилия автора, заглавие), разделить на группы по теме, по
жанру, по автору, какая книга лишняя на выставке и почему?
И т. д.
Работа по формированию типа правильной читательской деятельности
И читательской самостоятельности будет продолжена на уроках лите-
ратурного чтения во 2-4 классах.
15