Курсовая на тему МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Специальность Начальное образование
Автор работы
Студентка 4 курса
40 группы ______________ Е.М. Савицкая
(подпись)
Руководитель
_______________
(подпись)
Минск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе….….5
1.1. Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании
учащихся ……...………………………………………….........................................5
1.2. Виды сказок …………………………………………………………................9
ГЛАВА II. Методика работы над сказкой в начальной школе…..……………..13
2.1. Методические рекомендации при работе над сказками в начальной школе……………………...……………………….. ……………………………...13
2.2. Виды, принципы и формы работы со сказками………………………..…...15
2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов ….………………….…..22
ГЛАВА Ш. Литературоведческие основы сказки…………………………….....24
3.1. Литературоведческие основы сказки. Законы "сказочного мира"………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...28 ВВЕДЕНИЕ
Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству.
Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.
В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.
Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[20].
Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [10, с. 5]. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [19, с. 36]
В.А. Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [24, с.226]
Выше изложенное и определяет актуальность темы нашего исследования.
Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой.
Объект исследования: работа над текстом в начальной школе.
Предмет: методика работы со сказкой.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Показать роль и значение сказки в духовном и нравственном развитии ребенка.
3. Провести опрос учащихся по изученным сказкам.
4. В процессе опроса выявить уровень умения анализа текста у учащихся.
Основной метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике.
Структура работы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. Они подходят всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. Занятия оснащены методически: указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Роль и значение сказки в духовном и нравственном образованииучащихся
Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя». (В.Г. Белинский) [12, с.162-163]. Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:
Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;
Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;
Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [11].
Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [3, с. 93].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [4, с. 108–109].
После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и представление о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам (М. Яновская). В защиту сказки выступил А.М. Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и ее значения не только в детской, но и во всей художественной литературе [1, с. 20–34].
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [7, с. 153–163].
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [5, с. 124].
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) [2, с. 5–6].
В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателей. Например, сказки «перевертыши». Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [4, с. 125].
Работы современных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.
В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «...с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через, широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[8, с.315]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.
Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея—держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Например, вначале ребенок, читая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которую ведет Гензель, в дальнейшем подросшая девочка идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.
У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки.
Конечно, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знание реальности.
Исследователям еще предстоит проанализировать социальные, психологические и педагогические функции сказок, их культурологическую, этнографическую и литературную сущность, ибо вопросы эти решены пока лишь в первоначальном приближении.
1.2. Виды сказок
Огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими произведениями. Среди них – волшебные, бытовые, сказки о животных.
Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кощей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.
Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.
Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж - сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
По аналогией с классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш. Перро. В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697г.). Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.
Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не слышал сказку о смешной «умной Эльзе», такой дальновидной и такой нескладной? Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по земле белым камешкам?
Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью.
Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»[10, с. 451]; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое-многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала «принцессой на горошине»; о том, как король вышел на прогулку без платья и маленький мальчик громогласно заявил: «А ведь король-то голый!»; о том, как Снежная Королева пыталась превратить в кусок льда сердце маленького Кая. И о том, почему серенький житель лесов — соловей поет во сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы. Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике возле дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, утки, индюки; обитающие в саду певчие птахи — все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой поведения и речи, своим юмором, капризами и причудами.
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви. Вспомним: когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко двору Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить девочку небывалой силой — иначе ей не вернуть Кая.
Но вот что отвечает оленю эта женщина: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце». Такова сила любви в сказках Андерсена. Эта сила движет горами, побеждает горе и разлуку, возвращает к жизни обреченных на смерть. Она горда и самоотверженна. Ведь недаром же маленькая русалочка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви!
Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление универсальное: «Сказочная поэзия — обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество, и литературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое»...
Благодаря Андерсену сказка обрела свои характерологические черты. Порою она перерастает в многоплановый роман, повесть, своеобразный сказочный эпос (Д. Р. Толкин). Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что придает ей национальный колорит. Живописует исторические события, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный характер (С. Лагерлёф). В литературной сказке отражаются социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров — романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Литературная сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, ее герои переживают целую гамму чувств — от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти.
Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.
Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [7, с.224].Вывод к I главе.
Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Ученики уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками
Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
2.1. Методические рекомендации при работе над текстом сказок в начальной школе
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.
Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.
Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.
Методические рекомендации
Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми.
Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.
Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.
Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.
Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.
Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.
Виды работ при чтении сказок
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
- подготовка к восприятию сказки;
- чтение сказки;
-словарная работа;
- обмен мнением о прочитанном;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- рассказывание сказки;
- обобщающая беседа (мораль сказки не переводить на человеческие отношения)
- подведение итогов;
- задание на дом.
2.2. Виды, принципы и формы работы со сказками
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.  Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
 Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
 Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
 Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
В учебниках школы представлены все виды сказок:. Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов: • содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики; • определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.); • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки; • определение специфики сказки через особенности ее системы образов. При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности.Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.
Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов: • уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними; • определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;• выделение так называемых «сюжетных вех», или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки); • соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев. Композиционные особенности волшебных сказокСущественными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции. Можно выделить следующие основные направления работы с детьми в этом плане: • сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью; сформировать умение видеть специфическое начало сказки – «зачин» – и благополучный для положительных героев конец – «концовку»; • сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки; • сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки. В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие. 
Языковые формулы волшебной сказкиРабота над языком сказки не менее важна, чем изучение ее системы образов, сюжета или композиции, так как она способствует раскрытию содержания сказки, наиболее полному восприятию сказочных образов, пониманию точности, яркости и выразительности народной речи, развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, приобщению к художественному творчеству. Следует подчеркнуть, что эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий. Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки: • работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения; • анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей; • работа над пространственно-временными формулами (долго ли коротко ли; прошел год, другой); • анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки. 
Принципы работы со сказками
Принципы Основной акцент Комментарии
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;
понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Общие вопросы: что происходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно? Задача показать что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент Направление размышления Вопросы Комментарии
Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и прочее. О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. Важно "составить список" способов преодоления трудностей героями сказки. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает или сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей? Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям? Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.
Актуализированные чувства. Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.
Образы и символы в сказках. Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему "Что есть этот образ", но и словари образов,.Формы работы с текстом сказки
Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажу еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.  Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
 Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
Вопросы и задания:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и выделить голосом характерные особенности персонажа.
5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.
6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?
10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.
12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.
13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.
15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.
16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?
17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и ком-то.
18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.
21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).
22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?
Задания
Можно предложить такие задания:
Похожи ли эти сказки:
"Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;"Терем мышки" – русская народная сказка и "Лесные хоромы" – С.Михайлова;
"Руковичка" – украинская народная сказка и "Теремок" – С.Я. Маршак;
"Морозко" – русская народная сказка и "Мороз Иванович" – Одоевский
"Бабушка Метелица" – братья Гримм.
Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.
2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов
Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому был проведен опрос. Опрос проводился в 2017 учебном году в 3 классе Государственного учреждения образования «Борунский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» аг. Боруны.
Учащимся необходимо было ответить на вопросы, составленные по русским народным сказкам «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина.
1. Назовите главных героев этих сказок.
2. Какие персонажи помогают главному герою?
3. Кто мешает главным героям?
4. Назовите волшебные предметы в этих сказках.
5. Назовите чудеса и превращения.
6. Указать троекратность (повторы) в сказках.
7. Назовите повторяющиеся в разных сказках слова.
8. Если есть присказка в сказках, написать её.
9. Назвать автора сказки.
Все ответы детей анализировались по следующим показателям:
1. Самостоятельно и полно раскрыл содержание вопроса.
2. Раскрыл содержание вопроса неполно (с подсказкой).
3. Не смог ответить на вопрос.
Каждый показатель оценивался отдельно, а затем все суммировалось.
2 балла – за самостоятельный и полный ответ на 1 вопрос.
1 балл – за ответ с подсказкой.
0 баллов – неумение ответить на вопрос.
Таким образом, 2 балла соответствует высокому уровню умения анализировать текст, 1 балл соответствует среднему уровню, 0 баллов – низкому уровню.
Ниже приводим результаты опроса.
Таблица.
Результаты опроса учеников.

п/п Ф.И.О. уч-ся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего баллов
1 Альшук Артем 2 1 2 2 2 2 1 1 2 15
2 Барановский Илья 2 2 2 2 1 2 2 2 2 17
3 Бернат Артем 2 1 2 1 2 2 2 1 2 15
4 Илюкович Анастасия 2 2 2 2 2 1 2 2 2 17
5 Карпеня Иван 2 2 2 2 2 2 2 1 2 17
6 Кеда Егор 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
7 Матиевская Валентина 1 2 2 1 2 1 2 2 2 15
8 Миганович Валерия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
9 Пашковский Даниил 2 2 2 2 2 2 1 2 2 17
10 Петрусевич Илья 2 1 2 1 2 2 1 2 2 15
Итого 19 17 20 17 19 18 17 17 20 164
Опрос показал, что все дети справились с заданием. Трудноватым вопросом для детей оказался вопрос: «Найти присказку в народной сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр»», видимо присказке не совсем уделялось должное внимание на уроках и также немного трудным оказалось найти повторяющие слова в сказках.
Вывод к II главе.
Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.
Самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

ГЛАВА Ш.ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКАЗКИ
3.1. Литературоведческие основы сказки. Законы "сказочного мира"
Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки?
Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.
Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.
Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир».
«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.
При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:
1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;
2. Умение определить сказочное место и время действия;
3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;
4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;
5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.
Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».
Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.
Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.
После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.
Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
Законы "сказочного мира"
Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.
Хочется обратить особое внимание на пять законов:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиперболизация.
Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.
Выводы к III главе
Известно, что народная сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели работу над сказкой в начальной школе.
В первой главе были освещены работы методистов и ученых о роли сказки в воспитании детей.
Во второй главе мы описали методику работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе, провели опрос.
Исходя из третей главы, мы можем с уверенностью сказать, что сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.
2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова.
3. Способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.
4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы.
5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
3. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, - М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
7. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».— Известия АН СССР. Серия литературы и языка.—М., 1977.—Т. XXXVI.—№ 3.—С 224.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. – С.315.
9. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 240 с.
10. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. – 464 с.
11. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, - М.: Просвещение, 1990г., с.54
12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. – 464 с.
13. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.
14. Пискунова Л.К. «Сказка о Военной Тайне…» А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1977г., №2, с.24-28.
15. Психология искусства.— М., 1968.— С. 322.
16. Расскажи мне сказку…: Литературные сказки для детей/Сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63 с.
17. Родари Д. Грамматика фантазии.— М., 1978.— С. 59.
18. Скатов Н. Пушкин. Русский гений. М.: 1999.- с. 36.
19. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч.—М., 1979.—Т. 1.—С. 183.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1997.
21. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977г., с.21
22. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
23. Чуковский К. И. От двух до пяти.— М., 1963.— С. 226.

Приложение
Внеклассные мероприятия
1.КВН по сказкам
Цель:
1. проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.
2. воспитывать добрые чувства.
Ход КВН:
- Сегодня мы проводим КВН по сказкам. И для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Болельщики будут помогать своим командам.
1. Разминка для команд
- какую песенку пел колобок?
- Что пела коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?
- Кто может позвать Иванушке сестрицу Аленушку?
2. «Отгадай автора!!»
Следующее задание будет таким. Команды должны назвать автора сказки:
А) «Золушка»;
Б) «Буратино»;
В) «Бременские музыканты»;
Г) «Морозко»
.
3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.
1. … Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать (Сказка о глупом мышонке)
2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить (Заячьи слезы)
3. Несет меня лиса
За темные леса,
за высокие горы,
в далекие страны!
Котик-братик,
Спаси меня (Кот, петух и лиса)
4. Терентий, Терентий,
А кто за телегой бежит?
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Жеребенок! (Лиса и тетерев)
- Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.
4. –В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:
1) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
2) Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег морской…
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не доведет…
И кончится дело
Все тем же корытом.
Но только не новым,
А старым, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке)
3) Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-мальчишку. (Дюймовочка)
4) Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
- Ох, Никак не вытянуть
- Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это (Репка)
5. – Назовите сказки, в которых главные герои (показываю иллюстрации)
А) волк;
Б) заяц;
В) лиса;
Г) петух.
6. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:
А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;
Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
7. Ребята, а теперь посмотрим, какая же команда знает больше детских песен? («Кольцовка» )
8. Командам задаются вопросы:
А) В чем хранилась смерть Кощея?
Б) В какой сказке присутствуют все времена года?
Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?
9. И последнее задание будет таим: какая из команд назовет больше сказок Пушкина (названия сказок команды называют по очереди).
Конкурс капитанов
-Как вы думаете, о каком герое говорится в стихотворении. Нарисуйте его
Он дружок зверям и детям,Он живое существо,Но таких на целом светеБольше нет ни одного.Потому что он не птица,Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурок:Но заснята для киноИ известна всем давно.
( После показа рисунков)
Эта милая мордашка,Что зовется: (Чебурашка)
Блиц-вопросы (по вопросу каждой команде на обдумывание 5 сек.
-Сказочный кучер с длинным хвостом (крыса)
-Сколько лет жил старик со своею старухою, пока не поймал золотую рыбку? (33)
- Кусал женщин то в нос, то в глаз, да еще и князь? (комар)
Первая женщина в сказках, совершившая полет? (Баба-яга).
Викторина: "Угадай сказку".
1. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа ("Кот в сапогах")
2. Дорога, разбойники, музыка, дружба ("Бременские музыканты")
3. Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы ("Чипполино")
4. Пирожки, лес, дровосеки, веревочка: ("Красная шапочка")
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления).
Итог:2. «Поле Чудес» по сказкам
Цели:
обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках, об авторских сказках,
развитие коммуникативных навыков, творческих способн6остей, развитие логики, мышления,
создание благоприятной эмоциональной среды.
Ведущий.
Давным-давно появились на Руси сказки. И происходят в этих сказках чудеса: звери и птицы разговаривают; добрые молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых, побеждая злого Кощея и колдунов. И если мы слышим: "В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были:", значит, впереди нас ждут увлекательные сказочные события...
Тема 1-го тура "Русские народные сказки"
Первое задание.
Назовите жаркое место рождения Колобка.(Печь.)
Приглашаем игроков 2-й тройки:
Тема: Авторские сказки.
Задание: Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?(Соль.)
Приветствуем 3-ю тройку игроков.
Тема: Сказки зарубежных авторов.
Задание:
Имя одной из героинь сказок Г.Х.Андерсена, которая готова была пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни любимых. (Эллиза)
Финал.
Задание. Именем какого короля действовал сказочный Карабас Барабас?(Тарабарского.)
 Суперигра
Какая врачебная специальность была у доктора Айболита?(Ветеринар.)
Награждение
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Лиса и журавль. Русская народная сказка.
Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”;
развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
развивать навык выразительного чтения по ролям;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, учебники. На уроке использовались куклы из набора «Кукольный театр»( возможно, использовать картонные игрушки, аппликации.
Ход урока.
1. Приветствие, мотив, настрой
2.Актуализация имеющихся знаний
Что читали дома? (название книги, автор, интересные моменты).
3. Создание проблемной ситуации.
Как только услышишь слова “Жили- были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.
- Ребята мы с вами отправимся сказку.
- А что такое сказка? (Ответы детей)
В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): - Как вы понимаете эти слова?
Сказки бывают разные.
- На какие группы делятся сказки?
1. Народные и авторские.
- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ.
- Что это значит?
Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.
2. Волшебные, о животных, бытовые.
Волшебные или фантастические сказки
- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?
Бытовые. сказки
-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..- Сказки о животных.
Чем характерны эти сказки? А какие бытовые сказки знаете вы?
4. Поиск способа решения проблемы
- Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее.
- Какие сказки, о лисе вы знаете?
- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
А еще мы встретимся с большой и красивой птицей-журавлем
Опишите ее. Чем питается? Где живет?
5 Чтение сказки учителем..6.Физкультминутка
7. Проверка первичного восприятия . Обмен впечатлениями
- Понравилась вам сказка? Чем особенно?
- Какая эта сказка?
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
- Каков журавль в этой сказке?
-В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
8. Словарная работа. 
Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши - ни с чем
9. Самостоятельное чтение сказки учащимися.
10. Работа с пословицами .
- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
Каков гость, таково ему и угощение.
На что и звать, коли нечего дать.
Не потчуй меня тем, чего я не ем.
11.Управление закреплением
- Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Получился ли званый пир? Почему?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- Каким здесь показан журавль?
- О чем думала лиса?
- Что получилось с ее планом?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
12. Характеристика героев (запись на доске и в тетрадях)
Лиса Журавль
Хитрая Доверчивый
Жадная( скупая) Добрый
Глупая Умный
13. Чтение сказки по ролям.
14. Инсценировка сказки с помощью кукол.
15. Рефлексия
- Чему учит нас эта сказка?
(Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)16. Домашнее задание.
Пересказ. Подготовить иллюстрации к сказке ( по желанию)