Презентация по математике Применение задач экологического содержания на уроках математики
Применение задач экологического содержания на уроках математики Введение «Через красивое – к человечному – Такова закономерность воспитания»В.АСухомлинский. Экологическое воспитание на уроках математики Цель работы: построение системы математических задачОбъект работы: учебная деятельность учащихсяПредмет работы: процесс обучения математики с включением в него задач с экологическим содержанием Цель исследования: составить задачи с экологическим уклоном в 5-6 классах Задачи исследования:Изучение научно – методической, педагогической литературыРазработать математические задачи с экологическим содержанием с последующим её решениемПроанализировать задачи и выяснить, какая экологическая проблема в ней затронута, найти пути её решения К экологическим задачам относятся:экономия воды, энергии, бумаги,проблемы отходов, шума, защита окружающей среды, гигиена и здоровый образ жизни . При решении задач у школьников вырабатывается:Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии Воспитывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание Задачи с экологическим содержанием Задачи, связанные с экологией Республики Башкортостан 1.На долю лесных экосистем в Башкортостане приходится около 43,9% территории РБ, что составляет 6,3 млн. га. Определите территорию РБ.Ответ:14,36 млн. га. 2. Одно взрослое дерево липы дает 70 кг меда, один гектар липняка – это тонна меда. Башкортостан богат липовыми лесами, которые нужно сохранить и преумножить. Вычислите, сколько тонн меда можно собрать, если площадь липовых лесов составляет 863,1 тыс. га.Ответ: 863,1 тыс. тонн. 3. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают», как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города Уфы 753,7 км2. Парки, бульвары и скверы занимают часть этой площади. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на человека, если считать, что в городе около 1,1 млн. жителей. Ответ округлите до целых.Ответ: 10 м2 4. Площадь Башкирского заповедника на 27,1 тыс. га больше, чем площадь заповедника Шульганташ. Вычислите площадь каждого из заповедников РБ, если их площадь составляет 72,1 тыс. га.Ответ: 49,6 тыс. га и 22,5 тыс. га. 5. Для того, чтобы организовать охрану флоры и фауны, создаются «Красные книги» содержащие списки видов, которым угрожает исчезновение.Определите, сколько видов растений и видов животных указаны в «Красной книге», если известно, что разность этих видов равна 23, а сумма – 339. (видов растений больше, чем животных)Ответ: 181 вид растений, 158 видов животных. 6. Природа наделила Башкортостан необыкновенной красотой. Особое очарование пейзажам придают живописные реки и озера. Самыми большими реками в республике является Белая длиной 1430 км, река Уфа длиной 918 км, Дёма длиной 556 км, Ай длиной 549 км. На сколько километров река Дёма короче реки Белой, река Ай – реки Уфа? На сколько километров река Белая длиннее реки Ай? По полученным данным постройте столбчатую и круговую диаграмму. 7.Определите, сколько тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом на каждого жителя РБ, решив уравнение:х/(х – 2)= 1/3Ответ:0,5 т. 8. Известно, что 20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а 1тонна макулатуры сберегает 0,5 га леса среднего возраста. Определите, сколько деревьев будет сохранено, если школа сдаст 500 кг макулатуры, и сколько га леса будет сохранено?Ответ: 25 деревьев; 0,25 га леса. Задачи, связанные с экологическими проблемами 1.Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина? 2.Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе дети оставили плохо закрученными 4 крана. Сколько воды было затрачено в течение суток? 3. На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево? 4. Сколько бумаги выбрасывается учениками нашей школы за один год, если в школе обучается 52 учащихся и в учебном году 210 дней. Один ученик в день в среднем выбрасывает 3 грамма бумаги. Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев? 5. 100 деревьев елового бора задерживают 3 т вредной пыли в течение года, а 100 деревьев букового леса – 7 т пыли. Какой из двух типов леса задерживает большее количество пыли: 100 деревьев елового леса или 50 деревьев букового леса? 6. Брошенная на землю кожура банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? 7. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать? 8.Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? 9.На большой перемене бегают и кричат пятиклассники и шестиклассники. К концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел. Ответ:40. По мнению ученых, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно "слушать“ 42 децибела, чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел. А это уровень человеческого шепота! Для сравнения: шум оживленной улицы или громкого разговора - 70 дБ. 10. Ребята собрали для аптеки 50 кг лекарственных трав: тысячелистник, ромашку, пижму и полынь. Тысячелистник составляет 1/5 всего сбора, ромашка 25% сбора, пижма- 15% сбора, а остальная часть – полынь. Сколько полыни собрали ребята? 11.Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе? Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать? 12.Если в лесу горит костёр, то в радиусе 150 м покидают гнёзда совы и другие птицы и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает. Вычислите площадь леса, которую покинули птицы при пожаре. 13.В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год? 14.Бумага брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет проложить в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? Заключение При решении задач с элементами экологии у школьников вырабатывается:Уважительное отношение к окружающей среде;Развивает интерес к предмету в целом, понимание важности экологии в жизни человека;Усиливает значение экологии в жизни человека;Повышает математические, экологические и экономические знания школьников; Литература 1.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов. // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.2.В.С. Рохлов. Популярный словарик по экологии. М., 1997г.3. Сборник развивающих задач с решениями для учащихся 5-6 классов. В.К.Совайленко, О.В.Лебедева.- Легион, Ростов на Дону, 20054. Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».5. Мустафина З.Ф., Валишина Р.М. Краеведческий материал на уроках математики. – Уфа, издательство БИРО, 2004 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!