Экологические проблемы в школьном курсе географии


«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».
Выполнила:
учитель географии МБОУ «ООШ № 16»
г. Гурьевск Кемеровская область
Кибекина Анастасия Викторовна
2016
Не давно, готовясь к уроку, я прочитала в одной статье, что «…В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни человечества.»Когда я была студенткой одного сибирского педвуза и училась по специальности учитель географии и биологии, я чётко поняла, что экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Что такое экология? Экология сегодня - это комплексная, социоестественная наука, в предмет которой практически вовлечены все стороны жизни. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Зачем нужно её изучать? Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе, с которыми он обязан считаться в своей деятельности.
Проблема взаимоотношений «человек-общество-природа» одна из тех, которая всё более волнует современное общество. Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Как классный руководитель 6 класса и учитель география не могла, пройти стороной этой темы, мы часто с ребятами говорим на классных часах о экологии родного края, страны, мы пытаемся разобраться почему мы сами же губим природу? Думаем, о том, что мог бы каждый из нас сделать, во благо природе…придумываем проекты, проводим эксперименты, ежегодно участвуем в районном конкурсе «Живи, Кузнецкая земля!»
Для начало разрешения данной ситуации целесообразно определить понятийный аппарат, назначение каждого предмета в формировании экологической культуры учащихся...
Понятие «культура» характеризует как особенности поведения и хозяйственной деятельности человека, так и сферу его духовной жизни. Что же тогда стоит за словосочетанием «экологическая культура»?
Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности.
Мы согласны с тем, что культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определённую позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а также потребность в их реализации. Из этого следует, что развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Необходимо сформировать следующие идеи и показатели:
- человек в мире природы является существом, равноправным по отношению ко всем её живым и неживым объектам;
- природные объекты самоценны;
- гуманное отношение к природе, обеспечивающее психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
- экологическая культура как состояние человека предполагает развитие у него способности к сопереживанию, сочувствию и содействию живым существам и неживым природным объектам;
- осознанное использование потенциала мира природы для личностного развития, который заключён в духовном и практическом общении с ним.
Экология должна базироваться на всех естественных науках: геологии, географии, биологии, химии, физике, математике и т.п.
Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что составляющей экологической культуры. Среди распространённых форм можно выделить: спецкурсы, экологические экспедиции, лагеря, походы, природоохранные акции, экологический мониторинг и другие.
Заключение.
Стоит только задуматься, что стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы представляет нам реальную угрозу существованию окружающей нас среды. С середины 1800 - ого года средняя мировая температура повысилась примерно на 0,6 градуса по Цельсию, что неминуемо сказалось на всей планете. Так, например, в течение ХХ века:
средний уровень Мирового океана повысился на 10-20 см;
общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3;
толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килиманджаро (Африка) 82%.
Ученые считают, что потребуется около 5000 лет, чтобы температура повысилась достаточно, чтобы растопить весь лед на Земле. Однако начало уже положено.
За последний век, температура на Земле увеличилась примерно на 0,5 градусов по Цельсию, и это привело к повышению уровня моря на 17 см.
Если мы будем продолжать сжигать запасы угля, нефти и газа, добавляя пять триллионов угля в атмосферу, средняя температура на нашей планете достигнет 26,6 градусов по Цельсию вместо сегодняшних 14,4 градусов по Цельсию.
В Европе такие города, как Лондон и Венеция окажутся под водой. Также затопит Нидерланды и большую часть Дании. Средиземное море расширится и увеличит размеры Черного и Каспийского морей.
В Азии, Китай и Бангладеш будут затоплены, а больше 760 миллионов людей окажутся под водой. Среди разрушенных городов будут: Карачи, Багдад, Дубай, Калькутта, Бангкок, Хошимин, Сингапур, Гонконг, Шанхай, Токио и Пекин. Побережье Индии тоже существенно уменьшится. В Северной Америке все атлантическое побережье в США исчезнет, вместе с Флоридой и побережьем Мексиканского залива. По сравнению с другими континентами Африка потеряет меньше суши из-за повышения уровня моря. Однако повышение температуры, приведет к тому, что большая ее часть станет необитаемой. В Египте, Александрия и Каир будут затоплены Средиземным морем. В Австралии появится континентальное море, но она потеряет большую часть узкой прибрежной полосы. В Антарктиде то, что когда-то было материковым льдом, уже не будет ни льдом, ни материком. Это произойдет потому, что подо льдом находится материковый рельеф, который ниже уровня моря.
Каждый час на планете Земля исчезают около трех видов флоры и фауны. Вырубка лесов, осушение водных систем, выбросы промышленных отходов - все это крайне негативно влияет на природу и становится основной причиной нарушения экобаланса. Причиной исчезновения некоторых видов специалисты называют браконьерство и незаконную торговлю редкими животными.
Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо природе, и соответственно для каждого из нас.
В общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. География – это единственный предмет, который рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Поэтому экологическое образование должно осуществляться с раннего детства, т.к. носит характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным и экологически культурным.