ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Зиядуллаев Д.Ш. – к.т.н, старшие преподователь.
Мухторова Ю.С.- магистр 1- курс ТГПУ им.Низами
Аннотация
Электрон тижоратда оптимал бошKарув Kарорларини Kабул Kилиш учун географик ахборот тизимида маркетинг тадKиKотини ва бозор динамик cолатини рганиш масалалари криб чиKилган.
Рассматриваются вопросы использование геоинформационных систем в маркетинговых исследованиях и в изучении динамики рынка для решения рациональных управленческих решений в электронном бизнесе.
Questions use geo of the information systems are considered In article in marketing study and in study speakers market for decision of the rational management decisions in electronic business.
В условиях обострение экономического кризиса во всем мире в глобальном масштабе проведение маркетинговых исследований и изучение динамики мирового рынка является весьма актуальным. На основе изучение рынка можно сделать прогнозы и сделать выводы по принятию рациональных решений по предотвращению процессы кризиса. Комплексному анализу существующих положений и ситуаций можно достичь благодаря рациональному использованию все возможных структур геоинформационных систем и сетей связи. Немаловажную роль при построении геоинформационной системы играет электронные топографические карты, отражающие местонахождения объектов управления и позволяющие принять управленческие решения по возникшим ситуациям.
В настоящее время в связи с развитием информационных технологий и компьютерной техники появилась альтернатива бумажным топографическим картам – компьютерные географические информационные системы (ГИС), которые вызвали огромный интерес у всех, кто, так или иначе, использует пространственно связанную информацию.
Однако отсутствие в мире единой концепции применения геоинформационных технологий, оперативно – тактических требований и алгоритмов функционирования ГИС для поддержки управленческих решений препятствует целенаправленному и эффективному использованию этих технологий в цикле управления. В связи с этим, актуальность разработки методов поддержки управленческих решений на основе маркетинговых исследований и использования геоинформационных технологий обусловлена важностью решения комплекса вопросов управления, их существенным практическим и теоретическим интересам.
К сожалению, в силу различных причин в нашей стране вопросы, связанные с геоинформационными технологиями, освещаются еще недостаточно.
Универсальное определение ГИС дать весьма сложно, поскольку она может рассматриваться на нескольких уровнях и для различного применения. В первых ГИС можно рассматривать как набор программных инструментов, используемых для ввода, хранения, манипулирования, анализа и отображения географической информации. Это – техническое определение отражающее динамику развития ГИС как объединения средств автоматизации проектирования с цифровой картографией и программами баз данных. Во-вторых, ГИС выступает как образ мышления, способ принятия решений в организации, где вся информация соотносится с пространством и хранится централизовано. Это, скорее стратегическое определение.
Как правило, часто с термином ГИС применяются термины «Картографическая система», «Система обработки картонесущих документов» и т.п. Существует множество попыток дать определение ГИС исходя из их классификации по назначению, форматам данных, функционально-структурной полноте, моделям представления местности и местных объектов.
Первое, с чего начинает пользователь при выборе ГИС,- средства представления данных, что естественно обусловливает возникновение следующих вопросов: какие модели и форматы пространственных данных система поддерживает: какие базы данных могут быть использованы; как эти два типа информации могут быть связаны друг с другом или с другой информацией. Из пространственных данных во всех рассмотренных системах применяются векторные и растровые, в некоторых-поверхности и сети. Два первых типа заслуживают детального рассмотрения как наиболее распространенные.
Векторная информация представляет собой набор слоев, каждый из которых содержит ряд векторных объектов (точек, линий и рынков).
Средства ввода и редактирования графической (метрической) информации редко бывают встроены в ГИС desktop-класса. Например, Geo Graph обычно поставляется с картографическим редактором Geo Draw (самостоятельный программный продукт), в котором выполняются не только ввод графической информации, но и ее географическая привязка, а также атрибутивной таблицы. В популярном пакете Arc View есть встроенный редактор щэйпов (shapes), но он не может рассматриваться как профессиональное средство создания карт, поскольку имеет весьма ограниченный набор функций. В большинстве случаев графический редактор по отношению к ГИС является отдельным продуктом.
Множество объектов на карте перекрываются при их отображении, и требуется как-то отличать отдельные элементы карты, о чем сообщается в легенде карты, дающей информацию о способе визуализации объектов. Отображение может быть различным в зависимости от того, к какому слою принадлежат объекты на карте, или от некоего карте, или от некоего количественного или качественного параметра, связанного с самим объектом (точечные – города, где размер пунсона на карте зависит от количества населения). Легенда несет в себе информацию о том, каким цветом и каким заполнителем будут обозначены в разных слоях полигоны, каким типом линии проведены линейные объекты, какими знаками показаны точечные объекты и т.д. В легенде также отражается зависимость между внешним видом объектов и связанными с ним количественными или качественными параметрами (площадь, периметр, загрязненность, национальность и т.д.).
В зависимости от того, какая из характеристик (площадь, направление или расстояние) является наиболее значимой при показе, какие районы являются наиболее важными, используют различные способы проектирования земной поверхности на плоскость (картографические проекции). Для получения исходной информации могут быть использованы картографические материалы, составленные в различных проекциях. Для решения задач совмещения исходной информации и, ее наиболее адекватного отображения на экране монитора большинство из указанных систем поддерживают работу с наиболее употребительными проекциями (Меркатора, Гаусса – Кригера, ТМ и т.д.).
Весьма полезна возможность при увеличении масштаба показать какие-то более мелкие объекты, детализировать увеличенный фрагмент карты. Так, нефтегазовые месторождения на карте логично показать небольшими полигонами, а при увеличении одного из них – показать отдельные нефтяные скважины, прилегающие здания, мелкие пути сообщения и коммуникации. Поэтому весьма, полезно задать в ГИС, какие объекты, при каких масштабах будут видны, а при каких скрыты организация визуализации карты включает «защиту» от попадания нескольких деталей на карте в одно и то же место при переходе к мелкому масштабу.
Реальные физические объекты обладают некоторыми свойствами. Так, у города есть размер населения, у района – периметр и имя главы администрации, у страны – общая площадь тип государственного управления и т.д. Для хранения всей этой информации применяются атрибутные таблицы. В них каждому картографическому объекту соответствует запись базы данных, отдельные поля которой – числовые, символьные, логические – определяют различные атрибуты объекта: номер, уникальное имя, степень загрязнения, дату создания и т.п. В зависимости от числовых и логических параметров можно по-разному показать разные типы объектов, например, различить асфальтовые, грунтовые и проселочные дороги.
Информацию из разных источников можно держать в разных таблицах и связывать их логически в одну большую таблицу. Для этого используется одинаковое во всех таблицах и в то же время уникальное в пределах отдельно взятой таблицы поле- номер объекта. В этом случае достаточно обновлять только одну из исходных таблиц. Логическая связка будет действовать следующим образом: при выделении атрибутивной информации объекта в одной таблице выделение отобразится и во всех других. В ГИС обычно встроены не только средства отображения базы данных, но и небольшая база данных – модуль работы с таблицами. Он позволяет создать новую атрибутивную таблицу, добавляя записи и поля, привязать ее к карте.
Атрибутивные базы данных не только помогают по-разному отобразить объекты с различными свойствами. При выполнении пространственных запросов атрибутика помогает более точно идентифицировать объект: в самом простом случае можно указать объект на карте и получить о нем подробную информацию. Можно, разумеется, организовывать выбор объектов на карте посредством запросов к атрибутивной таблице.
Представление о назначении, возможностях и требованиях современных ГИС позволяет сформулировать ряд следующих подлежащих решению задач:
- определение роли и места пространственно-временно связанной информации в проведении маркетинговых исследований и изучении динамики рынка;
- выявление особенности использование геоинформационных систем и сетей связи при проведении маркетинговых исследований по отдельным отраслям народного хозяйства;
- выявление основных тенденций развития геоинформационных технологий для решения задач предотвращения кризисных ситуаций;
- определение направлений внедрения геоинформационных технологий в практику систему электронной коммерции и бизнеса;
- анализ возможных путей повышения качества управленческих решений на основе использования интеллектуальных геоинформационных систем;
- разработка методик формализованного описания алгоритмов принятие решений на период, на действия, на выполнение отдельных задач;
- разработка математических моделей процесса подготовки решений при управлении электронно-коммерческой деятельности на рынках;
- разработка оперативно-тактических, комплексно-организационных мер по выходу из кризисных положений.
Теоретические и практические результаты полученные в области разработки геоинформационной системы во всех государствах держатся в тайне, так как их практическая реализация в реальных условиях связана с рациональным распределением сил и средств, приводящим к существенным уменьшениям затрат трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
Литература
1. Калинина А.Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 148 с.
2. Таганов Д.Н. Интернет как новый элемент системы маркетинговых коммуникаций // Маркетинг №3 (70), 2003 г. - 66-73 с.
3. Успенский И.В. Интернет-маркетинг Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. (www.aup.ru/books/m80/).
4. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге //Маркетинг в России и за рубежом №3 (29), 2002 г. (www.dis.ru/market/arhiv/2002/3/9.html).
15