КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ИНСТИТУТА БАТЫРСТВА В СОХРАНЕНИИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
Балтабаев М.Б., учитель истории КГУ "ОСШ №21, г.Темиртау"
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ИНСТИТУТА БАТЫРСТВА В СОХРАНЕНИИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.
Казахское ханство за всю историю своего существования не раз подвергалось нашествиям захватчиков, но события первой половины XVIII века ввергли казахский народ в пучину трагических потрясений, которые ослабят на долгие годы устои казахского государства. Этот период не зря называют сгустком казахской истории.
После смерти хана Тауке усилились действия центробежных сил, которые разрушали единство Казахского ханства . Ситуация в государстве оставалась весьма сложной и противоречивой ввиду отсутствия единой позиции среди ханов все более и более обособлявшихся трех жузов. Глубокая вражда между султанами и независимыми ханами трех жузов, родоплеменные распри и клановые раздоры привели к политической раздробленности Казахского ханства. Жузовая, родовая раздробленность казахского народа, междоусобицы впоследствии приведут к страшному краху.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. Политическая нестабильность в обособленных казахских жузах, слабость центральной власти поощряли агрессивные действия внешних врагов. Вот как описывает эти события Чокан Валиханов: "Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов (т.е. казахов) целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание , увеличивали их бедствия"[1,с.111]. С юга казахов теснили правители среднеазиатских стран.
Начиная с XVII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарии - мощного военного государства с жесткой централизованной системой. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахского ханства, представляло собою реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали как правительство, так и Сибирскую администрацию принимать энергичные меры противодействия против далеко идущих устремлений хунтайшы Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна — подчинение огромных просторов Казахского ханства своей власти.
Казахский народ принял на себя основную тяжесть борьбы с Джунгарией. У казахов не было постоянного войска, когда вторгались джунгары, они часто не успевали собрать ополчение. В битвах с джунгарами на полях сражений пали сотни тысяч казахских джигитов, а потери среди беззащитных мирных жителей были во много раз больше этого, тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.
Историк А.И.Левшин описывает удручающую трагедию казахского народа: "Переходы сил (т.е. отступление к границам Средней Азии и России) повлекли за собою неминуемое разорение и гибель... Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих..." [2,с.71-72].
Угроза национальной независимости, самому существованию казахского этноса, слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушки, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотически настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. Такими спасителями Отечества стали батыры.
В понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека — героя. Это звание приобреталось только личными подвигами, его нельзя было получить по наследству. Естественно, со временем сам институт батыров претерпел существенное изменение. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных, преданных родной земле людей из народных низов. В рассматриваемый период выдвигаются замечательные плеяды батыров. По историческим данным, общее количество батыров из всех трех жузов, активно боровщихся за свободу и независимость казахского народа, переваливает за 300[3,с.60].
Значительная роль батыров была в том, что они защищали независимость казахского народа. Именно поэтому имена батыров сохранились в памяти народа, в песнях, в поэмах, в его героических эпосах "Кобланды-батыр", "Ер-Таргын", Камбар-батыр", "Алпамыс-батыр" и многих других. В эпосах общественные мотивы преобладают над личными. Народным характером, большой художественной силой отличаются героические эпосы. Храбрость, моральные достоинства батыров служат делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В эпосах ясно показаны противоречия между правящей кликой ханов и батырами. Батыры характеризуются как заступники народа, а ханы - как вероломные обманщики народа. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения, и молодежь брала с них пример.
Сторонниками объединения ополчений родов и жузов в единый антиджунгарский фронт были батыры Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет. Среди них выделялся Богенбай-батыр, в решительный момент он произнес: "Отомстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин кыпчакских?...". Все участники курултая поклялись следовать призыву Богенбая, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты, джунгар отбросили на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов и отсутствие единства, сепаратизм султанов и борьба за власть, все же брали верх, это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок [4,с.92]. Чингизиды продолжали свое любимое "дело" - враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения своего государства взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды предводителей народного ополчения: Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Олжабая, Наурызбая, Шакантая и других[5,с.7]. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай. Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскими и другими завоевателями.
Институт батырства компенсировал в Казахском ханстве слабость центральной власти, которая была не способна защитить страну. В казахско-джунгарской войне решалась судьба Казахской земли, существование самого казахского народа. В этом противостоянии с одной стороны, жесткое, могучее военное государство джунгар, с жесткой централизованной системой, созданное для войны и жившее войной, а с другой - народное ополчение десятков казахских племен, возглавляемых батырами.
Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Абылаю удалось в значительной степени сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время отражения джунгарской агрессии. В значительной степени это обусловлено подъемом общественного положения батыров.
Таким образом, в начале второй четверти XVIII века весь казахский народ под предводительством батыров поднялся на освободительную Отечественную войну. Угроза физического уничтожения заставила жузы объединиться. Объединенное казахское ополчение начало давать отпор джунгарским завоевателям. Это во многом было достигнуто благодаря сплоченности всех трех жузов, всего казахского народа. Батыры и бии приложили максимум усилий для сохранения казахской государственности. Булантинское и Аныракайское сражения продемонстрировали высокий боевой дух казахских ополченцев. Победы в этих битвах показали. что, когда народ един - он непобедим. Был развеян миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом и в сохранении независимости государства.Таким образом, институт батырства сыграл ключевую роль в сохранении казахской государственности в самый трагический и драматический период истории Казахского ханства в первой половине XVIII века.
Литература:
1. Ч.Ч.Валиханов. Аблай.//Собр.соч. в 5 т. Т.4. Алматы. 1985.
2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. СПБ. 1832
3. А.Абдакимов. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Алматы. 1994
4. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие. Алматы. 2002
5. Касымбаев Ж.К. История Казахстана. Алматы. 1995