Cовременный урок: содружество, сотрудничество,сотворчество.


Современный урок: содружество, сотрудничество, сотворчество.
Пимкина Татьяна Михайловна,
заместитель директора по УВР
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных
предметов №24» г.о. Саранск
В последнее время много внимания уделяется модернизации российской системы народного образования. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от успешности реализации их содержания в школьной практике. Но не стоит забывать, что реформирование образования – это не только новые программы, но и обновление методики преподавания, внедрение новых педагогических технологий. И все они должны быть направлены на достижение основной цели образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
Но, какие бы ни совершались реформы, урок был и остаётся основной единицей учебно-воспитательного процесса. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Эта форма обучения многие столетия определяла лицо школы, являясь её «визитной карточкой». Какие бы новации ни вводились в системе образования, современная школа, безусловно, также держится на уроке, который определяет её социальный и педагогический статус, роль и место в становлении и развитии и педагогов, и школьников. Только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Но изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому. Учитель в настоящее время - не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ребёнка, уважающий эту личность, профессионал, который управляет процессом обучения.
А урок – это не просто передача знаний, обучение, это творческое сотрудничество, создание атмосферы доверия, взаимного уважения между учителем и учениками, что так необходимо для развития детей, раскрытия их сил и возможностей, вовлечения школьников в активную самостоятельную деятельность. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его интеллектуальной и нравственной культуры. Урок – это клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны и качества.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Как для учеников, так и для учителей урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения?
Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, урок нужен сегодняшним школьникам? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
В настоящее время большинство педагогов (60%) по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения, боязнью нового, непониманием огромного количества и смысла инноваций. Традиционный урок – как родной человек, в нем всё близко, понятно и привычно.
Давайте вспомним, как проходил и проходит до сих пор обычный традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Это первая часть урока. Во второй части урока учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Следовательно, учитель ставит ученика в положение объекта передаваемой ему информации. Такой организацией образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности школьников и наносит тем самым большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку мы видим, как теряется познавательный интерес и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Получается, что основное время на уроке наблюдается либо пассивное слушание, либо письмо под диктовку и чаще всего того, что написано в учебнике, либо работа по учебнику.
Во-первых, давайте определимся с понятием «современный урок». Современный – это и новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный, в свою очередь, в переводе с латинского языка означает важный, существенный для настоящего времени, насущный, имеющий отношение к интересам сегодня живущего человека. Помимо того, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
Каковы же основные черты современного урока?
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и у учеников, и у учителей было желание продуктивно работать.
Прежде всего, педагог должен обладать хорошими знаниями и умением их преподносить.
Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!"
Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому.
Современный урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Сегодня отношения преподавателей и учащихся должны строиться на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы школьников. При этом акцент делается на использовании каждой рабочей минуты при обязательных моментах релаксации.
В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Вся учебная деятельность на уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Использование деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видео-обсуждение, деловые и ролевые игры, открытые и проблемные вопросы, мозговой штурм, исследования и проекты, самооценка, портфолио и т.д.
Современный урок предполагает организацию индивидуальных и групповых форм работы на уроке.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Рассмотрим в сравнении основные параметры традиционной и современной, инновационной педагогики.
Параметры сравнения Традиционный урок Современный урок
Цель Формирование знаний, умений, навыков. Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых проблем.
Девиз педагога «Делай, как я» «Я вместе с тобой»
Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Фронтальные, индивидуальные, больше групповые.
Способы усвоения Заучивание, деятельность по образцу, по алгоритму. Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия.
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учеников.
Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. 
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Этапы урока
Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами
учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами
учащиеся, определив
границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование
учащимися способов
достижения намеченной цели
Практическая
деятельность учащихся
Под руководством
учителя учащиеся
выполняют ряд
практических задач
(чаще применяется фронтальный метод
организации
деятельности) Учащиеся осуществляют
учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный метод)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют
контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют
затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку
деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у
учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и
комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать
задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Современные уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если до недавнего прошлого больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли. А если нет?
Поэтому ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность» (это приемы проблемно-диалоговой технологии).
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (например, работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для конкретного предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Как подготовить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Как высказывался Сергей Иосифович Гессен, известный русский философ, педагог, «хороший урок начинается не со звонка, а задолго до него».
Приведу несколько рекомендаций по подготовке такого урока в той последовательности, в которой готовится урок.
Чётко определить и сформулировать тему урока, определить его место в учебном курсе, определить ведущие понятия, на которые опирается урок.
Определить и четко сформулировать цель урока: зачем он вообще проводится? Обозначить образовательные, развивающие и воспитательные функции урока (УУД).
Развитию УУД на уроке способствует применение современных
педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность.
3. Спланировать учебный материал. Для этого:
- подобрать литературу по теме (не только школьный учебник!)
- подобрать учебные задания
- упорядочить их в соответствии с принципом «от простого к сложному».
4. Продумать «изюминку» урока – то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный исторический факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал, определить последовательность, продумать смену видов деятельности (3-7 видов за урок).
6. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего продумать:
- что контролировать
- как контролировать
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока (учебно-наглядные пособия, приборы, презентация и т. д.).
8. Написать план-конспект урока.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умело направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса, потребности в расширении и приобретении знаний;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учет уровня и возможностей учащихся;
- повышение воспитательного эффекта уроков, формирование в процессе обучения личностных качеств;
- урок должен быть эффективным;- урок должен быть добрым.
Успешность урока во многом зависит и от личности педагога, умения и своевременности использования им современных методик, индивидуального подхода к детям, создания ситуации успеха и доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Учитель, его личное отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях и реализовать новый стандарт он сможет в более сжатые сроки.
Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество «учитель-ученик». И школа будет готовить по-настоящему достойных и конкурентно способных выпускников.