Развитие творческого потенциала педагога на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского


Методические основы гуманистической системы В. А. Сухомлинского в современных условиях.
Тема: «Развитие творческого потенциала педагога на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского»
Преподаватель, магистр, Прищепа А.С.
Бахчисарай
2016 г.
Только творческий педагог может
развить творческое начало в ребёнке
В.А. Сухомлинский.
Педагогика не имеет сослагательного наклонения. Находясь в постоянной динамике, уважительно относясь к прошлому наследию, она подстраивается под настоящее и подготавливает почву на будущее.
Педагогическая наука - это дерево, благодаря мощной корневой системе которого формируется ствол, от ствола отходят ветви, а на ветвях формируются плоды.
Корневая система - это пласт, который мы получили, благодаря педагогическому наследию советских педагогов В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
Ствол - это настоящее, процесс формирования и развития личностных качеств индивида.
Ветви - это олицетворение процесса формирования достойного гражданина своей Родины.
Плоды - это будущее поколение.
Благодаря прочным связям прошлого и настоящего, педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского не утратило своей актуальности и в наши дни. В образовательном процессе на первый план выходит формирование личности, воспитание гражданина - патриота своей страны, настоящего человека.
Все мы знаем, что В.А. Сухомлинский работал с детьми разных возрастов, и к каждому возрастному периоду он подбирал определенные «ключи», которые помогали ему реализовывать свои гуманистические программы. Имея целый арсенал приемов, ему прекрасно удавалось превращать уроки не в скучное перечисление имен и фамилий, не многоразовое трактование фактов, а проводить целенаправленную творческую работу. Например, при проведении работы по подготовке детей дошкольного возраста к школе, использовался творческий природный потенциал во всех его проявлениях:
- Процесс познания природной среды неразрывно связывался с умственным уровнем развития детей. «Каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. … Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов и, прежде всего, среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на обработку информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель».
- Природа, по мнению Василия Александровича, является богатым источником нравственного воспитания, в частности одного из важнейших качеств личности - доброты.
- Природная красота — это источник поэтического творчества детей. Согласно мнению Сухомлинского, поэтическое вдохновение начинается с видения природной красоты, пробуждающей чувства и мысль детей. Тем самым это способствует тому, что дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы.
(Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк" 1985.-557 с.)
В.А. Сухомлинский разработал целую систему правил и методик по вовлечению детей и подростков в общественно полезный труд. Вовлечение в «полезный» физический труд начинался с возраста 5—6 лет. Главным мотивационным аспектом принимался тот факт, что ты сделал что-то своими руками, своим разумом, творчеством. Через определенные виды творчества, одним из которых является игра, ребенку можно прививать такие качества как: усердие, настойчивость, целеустремленность, воспитанность, нормы этикета и правила поведения. Любовь к рабочему процессу, как некоторому шуточному процессу, соседствовала рядом с трудом по облагораживанию своей территории. Например, дети 7—8 лет создали на полях местного колхоза лесозащитные полосы, благодаря которым в течение 10 лет прекратилась эрозия почвы на площади 160 гектаров. За 30 лет учащиеся превратили в тучные нивы свыше 60 гектаров неплодородной глинистой почвы.
 При детальном анализе работ В.А. Сухомлинского можно с уверенностью говорить, что личность педагога в его произведениях характеризуется комплексом социально-значимых черт, при этом важным элементом выступает общая культура, проявляющаяся в выражении гармонии, богатства и целостности личности. Его выдающиеся способности к творческому проявлению, самореализации и активной деятельности – и в настоящее время являются эталоном в педагогической работе. Используя свои умения, способности и творческие силы, учитель с легкостью улавливает ключевой и необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию личности учеников.  Духовные  ценности предстают в таких видах  деятельности учителя, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, воспитательная и др. В центре этой системы ценностей стоит Личность учителя, а это главный систематизирующий элемент не только его общей культуры, но и уровня педагогической культуры.
Свои теоретические идеи Василий Александрович всегда апробировал в практической работе. В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовной личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. Ошибочным считается мнение, что наш окружающий мир сам сможет научить ребенка мыслить. Без теоретического мышления вещи останутся скрытыми от глаз ребенка непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при том условии, что ребенок при помощи учителя размышляет и полностью поглощен ею.
В концепции В.А. Сухомлинского были представлены самые разнообразные виды проблем творческой личности педагога. Творчество, по мнению Василия Александровича, понимается как особая направленность интеллекта, определенная взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в созидательной деятельности.
«Педагогическое творчество, – писал В.А. Сухомлинский, – это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, прежде всего свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями» (Сухомлинский В.А., 1981).
Педагогическая деятельность направлена на постоянный поиск разносторонних творческих качеств личности. Подразумевается наличие у педагога совокупных творческих способностей, уникальных качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция. Не обладая набором творческих способностей, нельзя создавать новое, невозможным представляется сохранение профессиональных элементов и качеств. Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого выступает формирование человека, мастера своего дела, профессионала в своем мире.
Обобщая передовой и накопленный опыт Василия Александровича, можно сказать, что высокий уровень профессионального и личностного потенциала,  мотивационная составляющая, постоянное стремление к улучшению процесса обучения, - вот главная цель профессионала - педагога.
В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. «Велико, - утверждал он,- значение его личности, духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся». Если есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, то в школе обязательно обнаруживаются способные к математике дети. Что такое хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, и не забывает, что и сам он был ребенком. Это - человек, хорошо знающий науку, на основе которой строится преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. Это - человек, знающий педагогику и психологию, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель - это человек, в совершенстве владеющий умениями и навыками в той или иной деятельности, мастер своего дела.
Закончить хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского, «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника»!