Доклад на тему Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля первоклассников на уроках русской грамоты.
Тест тапсырмалары орыс тілі сауаттылыCы абаCында бірінші сынып оKушыларныS орфографиялыK ™зін баKылау даCдыларын Kалыптастыруда бірде™бір K_ралы болып табылады
Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля первоклассников на уроках русской грамоты.
Отепова С.М.
ГУ «Школа-лицей №16 города Павлодара»
учитель начальных классов
Формирование орфографически-грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Учить первоклассников правописанию очень непросто. Причинами этой проблемы являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы. В период обучения грамоте дети учатся правильно сидеть, правильно держать ручку, соблюдать ровную строчку, верный наклон букв, учатся писать сначала элементы бук, затем отдельные буквы, слоги, слова и т. д. Позднее, но тоже на начальном этапе обучения, учащиеся приучаются уже анализировать элементы письменной речи.
«С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.
Формирование контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых к собственно самоконтролю. В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предмет, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов, сравнивать их.
Возникновению и развитию орфографической зоркости, способствует развивающийся фонематический слух, постоянное внимание учащихся к звуковому составу слов. Орфограмма является основной единицей правописания в современной методике. Вооружить учащихся программными орфографическими навыками - одно из важнейших требований программы при обучении русскому языку.
Работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, т.е. обучение орфографии должно быть основано на фонетическом принципе.
Среди причин, порождающих орфографические ошибки учащихся, можно назвать следующие:
- невнимание, рассеянность, поспешность;
- не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
- допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
- не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работает медленно, не успевает применить свои знания.
Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования, т.е. тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки. В связи с этим возрастает роль работы над ошибками. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же и исправлены, т.е. должна быть самостоятельная работа над ошибками.
Тест по русскому языку - это контрольно - тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень языковой и речевой компетенции учащихся. Преимущества тестирования известны, это: стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действия затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроль над качеством успеваемости учащихся.
В работе учителя начальных классов тесты выполняют функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществить контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность.
Тестовые задания с элементами самоконтроля предполагают прописывание слов с пропущенными орфограммами и объяснение алгоритма орфографических действий, если в слове допущена ошибка.
Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. Для этого можно использовать орфографическую зарядку.
Например: Какие буквы «спорят»? Какие буквы «побеждают»?
№1
шала_ хле_ шка рука_ горо_ подъез_
№2
Г д з
дру_ ря_ гла_
к т с
№3
о е о о
сн_жок р_ ка м_ряк тр_ ва
а и а а
Пишется буква е:
1. стр_ла 2. п_тёрка 3. з_ма
Использование тестов с элементами самоконтроля даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся. Например:
Тест на заполнение пропусков (тест на дополнение)
Продолжите предложение:
1.Звуки речи бывают гласные и ____________
2. Согласные звуки бывают твердые и ___________
«Тест – перекресток». Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков - это объединение стрелками элементов, связанных между понятиями.
Тема: Звуко-буквенный анализ слова.
Соедини стрелками.
Тема: Слова, обозначающие предмет.
Вопросы Слова
Кто? заяц
книга
Что? ученик
· город
Требования к тестам:
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
2. Определенность. После прочтения задания учащиеся должны четко понять, какие действия необходимо выполнить, какие задания продемонстрировать.
3. Простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими.
4. Однозначность. Задание должно иметь единственно правильный ответ.
При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.
Работа с тестами должна занимать не более 15минут. На этапе обучающих тестовых заданий слабоуспевающим учащимся или к трудным заданиям предлагается разного рода помощь (правила, памятки, слова для справок, алгоритм орфографических действий).
После проверки тестов учителем или взаимопроверки проводится работа над ошибками.
Приёмы самостоятельной работы над ошибками, применяемые в 1классе:
- самостоятельное исправление учащимися ошибок;
- самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки;
- подбор проверочных слов к данным словам;
- подбор аналогичных примеров данной орфограммы и др.
Программой предусматривается изучение таких орфографических тем:
Правописание проверяемых согласных в слова.
Безударные гласные слова.
Разделительный Ь и Ъ знак.
Исходя из этих тем, к концу первого класса учащиеся должны знать правила правописания слов с изученными орфограммами.
Должны уметь применять правила правописания:
- гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
-заглавной буквы в изученных словах;
-безударных проверяемых гласных в корнях;
- звонких и глухих согласных в корне;
- словарных слов, определенных программой;
- правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ъ знаком;
В соответствии с этим в уроки русской грамоты включались задания и упражнения, направленные на формирование орфографического самоконтроля.
Тестовые задания с элементами самоконтроля проводились на разных этапах урока: на этапе проверки домашней работы, на этапе закрепления материала.
Тестовые задания отбирались с учетом следующих условий:
- соответствие программным требованиям формирования орфографической грамотности у учащихся;
- учет возрастных особенностей детей;
- соблюдение требований при подборе тестовых заданий с элементами самоконтроля.
Для того чтобы узнать, как ученики усвоили правила, знают ли они те или иные орфограммы по окончании учебного года был проведен следующий тест:
1. Зачеркни неверную букву. (Цель: проверить умение правописания звонких и глухих согласных).
2. Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке слева знак «+» если мягкий знак разделительный, то знак « -». (Цель: проверить умение правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ь)
3. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы..(Цель: проверить умение правописания жи-ши, ча- ща, чу-щу).
4. Впиши по порядку в пустые клетки, пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово. (Цель: проверить умение правописания слов с безударной гласной и умение подбирать проверочное слово).
5. Если слово пишется с заглавной буквы, поставьте знак (Цель: проверить знание, какие слова пишутся с заглавной буквы).
6. Впиши по порядку в пустые клетки, пропущенные в словах буквы. (Цель проверить умение писать словарные слова).
Эти задания оцениваются по трех бальной шкале.
3 балла - правильно выполнено задание;
2 балла - допущена одна ошибка; 1балл - допущено две ошибки;
0 баллов - не приступил к выполнению задания, задание не выполнено, три ошибки.
На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий. После проведения теста нами были получены следующие результаты:
В 1Б классе высокий уровень у 6 человек(21%),средний уровень у 14 человек (50%) и низкий уровень у 8 человек (29%).
«Результаты уровни сформированности орфографической грамотности»
Делая качественный анализ написания теста учениками 1Б класса, можно отметить, что наибольшее количество ошибок было допущено учениками при написании безударных гласных в корне слова (лесок, земля, вода, трава, грачи), при написании звонких и глухих согласных в слове (мышка, плитка, ножка, загадка, сказка). Также были допущены ошибки в определении слов с Ь знаком обозначающим мягкость и Ь знак разделительный (ель, деревья). Многие ученики затруднялись в написании словарных слов (спасибо, воробей, помидор). Есть учащиеся которые допустили ошибку в написании слов с жи – ши, ча – ща, чу - щу (чижи, вершина, чужой, чайник, щавель).
Делая вывод на основе полученных результатов, можно отметить, что возможной причиной этого может быть не знание правил, а также несформиро-
ванный навык орфографического самоконтроля. Для повышения уровня орфографической грамотности на уроках были использованы различные тестовые задания и упражнения с элементами самоконтроля и коррекционной работы основанной на них.
Таким образом, проанализировав полученные результаты работы, можно сделать вывод, что после применения тестовых заданий с элементами самоконтроля в 1Б классе уровень орфографической грамотности за год повысился. В дальнейшей работе планирую систематически применять такие задания, т.к. их применение эффективно влияет на становление орфографической грамотности у младших школьников.
Литература
1. Н.Ф. Ляпунова «Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся». М.1998.
2.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.:Адепт, 1998.
3.Базарова О.Т., Шиц И.Н. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения.Начальная школа. 2001.№3. с.20-22.
4.Попова Е.В. Тестовые задания по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум ЛТД, 2001.
5.Тесты: Начальная школа. 1класс: Учебно-методическое пособие. Л.М.Зелина, Т.Е.Хохлова, М.Н.Быстрова и др.М.: Дрофа, 2002.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415