Развитие ценностных ориентаций у учащихся старших классов
Развитие ценностных ориентаций у учащихся старших классов
Проблема исследования ценностных ориентацией у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовкепонятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения вполитической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут засобой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей,особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Особую остротусегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознаниисовременной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоевпереоценка ценностей, их кризис, более всего проявляются в сознании этойсоциальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежиобусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектамэтой проблемы.
В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: « - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». .
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системыценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера иличности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапенеобходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок:овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного моральногоопыта, занятием определенного социального положения. Появление убежденийв юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественномпереломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностная ориентации, сформированные в юношеском возрасте,определяют особенности и характер отношений личности с окружающейдействительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ееповедение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен,характеризующий направленность и содержание активности личности,определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл инаправление личностным позициям, поведению, поступкам.
Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее –ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностныхориентаций личности сложность ее детерминации социальным, многослойнуюи многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мыимеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» Мы можем предположить, что ценностные ориентации старшеклассников имеют различную направленность, в зависимости от пола регулируют их поведение.
Нам необходимо выявить психологические особенности ценностных ориентаций и проследить их изменения в зависимости от пола.
Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс,предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих воснове ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностныхориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦОцелесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющегорассматривать данное психологическое образование как результат процессавзаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ЦО – общаянаправленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо иважно.
В ЦО как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный.К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта вовсех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой,духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы.Интернациональный аспект ЦО – это все ценное, что есть для человека всамом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами.Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошаяобстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь ивзаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные итворческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижениематериальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии,слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, болеевсего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности,экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можноотнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что даетсячеловеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенногоуровня самосознания, рефлексии.
Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (постепени обобщенности и времени) детерминации, регуляциижизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие иэкзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на:определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни,понимание добра и зла, идеалы модели желаемого будущего и, конечно, восознании цели и смысла бытия. Например, стать конструктором космическихкораблей, как С.П. Королев, или открыть неизвестный еще физическийзакон. Так, подростки могут считать для себя самим важным статьэрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же онипереходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включаютнравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым,доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этихцелей тоже изменяется, т.е. нарастает течением времени, а, достигнувнекоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляциижизнедеятельности человека проявляется прежде всего его зависимость отширокого социального окружения, от особенностей национальной культуры,от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всегообозначают одним словом - культура. Именно она закладывает черезкультуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.)основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляциижизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.
Далеко не все то, что для человека важно и значимо, может бытьреализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств и причинсубъективного и объективного планам и в частности, от того, имеет лидля человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок,стремиться к избранной цели. То, что человек ставит перед собой цели,еще говорит о том, что он будет их достигать и знает, как этосделать. Этот момент очень важен в плане понимания того, как человекуправляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то илииное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно,наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужноделать то что нужно делать. Этот ответ хотя и прост, но явно не полон,т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя черезпривлекательность предметов, вещей и людей, их желательность длячеловека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувствавыступают в данном случае в качестве источника активности, которыйпитает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектироватьвозможные действия, представлять конкретные ситуации и результатыдеятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бываетнедостаточно, и тогда в работу включается воображение. Воображение нетолько помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечиватьситуации, условия, результаты деятельности в эмоциональнопривлекательные краски, Что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах.Или, как этом сказал наш великий философ и поэт В.С. Соловьев:
Близко, далеко, не здесь и не там,
В царстве мистических грез,
В мире, невидимом смертным очам,
В мире без смеха и слез.
Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта идет трансформация, изменение и детерминация ценностей и поведениячеловека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика междутем, что для человека ценно и желательно и тем, какого результата онхочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображениивозможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей происходит ихосмысление, и они становятся элементами внутреннего мира человека. Вреальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не толькоизбирательно относятся к окружающему миру, но и с разной степеньюактивности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этотуровень в психологическом механизме регуляция поведения, на которомличность - открывает для себя смысл поступков и действий, проигрываетвозможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально-чувственноотносится к ним, готова действовать определенным образом мы назвалиуровнем проектирования.
Конкретные ситуации, конечно же, отличаются от воображаемых, но тевозможные пути достижения целей, которые человек с помощью воображения имышления готовит заранее, переносятся в реальную жизнь. И здесь ониобретают форму мотивов. В некоторых ситуациях жизнедеятельности мотивыпобуждают человека совершать определенные поступки и деяния. Этим онирегулируют и направляют его поведение. Достижение целей, получениеопределенного результата, реализация программы поведения имеет длячеловека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан ушкольников с самоутверждением среди сверстников, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции поведенияв конкретной ситуации мы называем мотивационным.
Подводя итог рассмотрению структуры ЦО как психологического механизмарегуляции поведения человека, отметим, что три уровня детерминации(уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия Человека с Миром илис ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный иинтернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, впереходах и трансформации одного уровня в другой и это же касаетсяаспектов взаимодействия. Поэтому полезно еще раз рассмотретьсодержательную сторону психологического механизма ЦО.
Формирование и функционирование ЦО имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны Мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б)со стороны самого Человека, его желаний, предпочтений, ценностей исмыслов, мотивов и интересов. На каждом из уровней регуляции поведенияназванные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной видотношений. А на уровне отдаленных перспектив это предполагает ихсубординацию и упорядоченность. Проектировочный уровень характеризуетосмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям спозиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены насоздание смысловых образований через соотношение смыслов по разнымкритериям и на их трансформацию.
На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себяпредпочтения и пристрастия Отношение между мотивами во внутреннем мире.человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякоевнутреннее отношение это отношение между актуальным и потенциальным вчеловеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основекритериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иныхобразований, степень значимости для человека конкретного образованиясейчас или в будущем.
Внутренние отношения выражают динамику субъективной жизни человека имогут принимать разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония ит.п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений(ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, этокасается и ЦО, понимаемых как ценностный психологический механизмрегуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровеньрегуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся внем в снятом, свернутом виде.
Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений междуактуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношенийвнутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции.Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями,системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что вЦО как психологическом механизме существуют трансформации, переходы исвязи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали(между уровнями).
Формирование же ЦО идет со стороны актуализации внешнего отношения,взаимодействия Человека с Миром. В процессе формирования и развитияЧеловека Мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные видызначимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, естьи общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т.п.) прежде всегоактуализируют ценностные отношения.
Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленностьличности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ееотношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшимподростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно здесь, а нев более раннем возрасте формируются ЦО свидетельствует, по мнениюнекоторых исследователей, наличие главного условия их формирования достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта ипроизвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди. 1979)Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками иблагополучие этих отношений представляет для детей большую ценность,причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение,уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение являетсяпрактикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективеи способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности,направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоениенорм морали. Эта активность проявляется в избирательном общенииподростков и в выборе социально значимых образцов для подражания.Отчетливо выступает факт ориентации подростков на нравственные качества,в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу вчастности. Почти каждый подросток выделяет в сверстнике качествохорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этимподростков привлекают качества мужественности, представленные комплексомморально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение кучению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младшихшкольников, у подростков - сначала теряют свою ценность, но затем вновьвозрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует овозрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить,что на протяжении подросткового возраста повышается внимание ккачествам, в которых выражается отношение личности к себе.
Так, с одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на своюличность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личныепотребности и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой именно в ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрастебыли весьма эгоистичны .
Потребность в обособление которая характерна юношескому возрасту,находит свое конкретное выражение как в общении (в составе более илименее широких общностей), так и в уединении. В уединении юношипроигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальнойжизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют.Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многиеисследователи такое большое значение придают юношеской мечте. «Юношескаямечта важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности.Она создает многочисленные «проективные ситуации», в которых человеквырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь наэтой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникаетпризвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а нек образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни иповедения». Подобная склонность важна для развития личности. Мечтыпозволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы кнежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, чтопотребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставлениесоциальности и коллективизму.
Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь каксоциальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитиисвоего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культурвзрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практикенравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогаетшкольнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых,утвердить свое я.
Анализ результатов шкалирования показывает, что учащиеся неодинаковоранжируют предлагаемые ценности. Для одних все предложенные ценностипредставляются одинаково значимыми, для других имеют разную степеньважности, что позволяет им дифференцировать ценности, то есть выделятьиз них те, которые выступают для учащихся как главные или второстепенныецели жизни. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеютдифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных всепредложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и уних, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структураценностных ориентаций.
Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условиеформирования условий ценностных ориентаций – именно умениедифференцировать объекты. Однако при анализе данных выявилось, что дажеу учащихся, умеющих дифференцировать ценности, эта способность выраженав разной степени: есть учащиеся со слабой дифференциацией, когдабольшинство ценностей оцениваются 4-5 баллами, и учащиеся с высокойдифференциацией ценностей, которые принимают весь спектр оценок.
Таким образом, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы:
учащиеся, имеющие дифференцированную структуру ценностных ориентаций;
учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентацийначинает формироваться;
учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентацийеще не сложилась.
Рассматривая причины формирования ценностных формирований нельзя неупомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношейустановлены разные причины формирования ценностных ориентаций. Удевушек, например, в отличии от юношей ценности «интересная работа» и«любовь» доминирующие. Далее у них определена «счастливая семейнаяжизнь», «здоровье», «друзья». У юношей же наблюдается преимущественнаяориентация на «хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «активнаядеятельная жизнь».
А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важнымэлементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненнымопытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний(1986г). Он выявил, что в зависимости отразвития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можноразделить на несколько групп:
а) группа учащихся, у которых этот элемент личности еще не сформировался.
Несформированность основного механизма выделения ценностей –препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать вопределенную структуру те или иные ценности человеческой жизни вкачестве главных целей. Следовательно у учащихся этой группы отсутствуютценностные ориентации.
б) учащихся второй группы характеризует преимущественная ориентация насемью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Такихстаршеклассников 10%.
в) учащихся третьей группы характеризует, доминированиеценностей «гедонистического» характера. Они в основном ориентированы насвое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего14%.
г) у таких учащихся имеются устойчивые сбалансированные ориентациипрежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимостьпрофессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности.Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции.Их 17%.
д) у учащихся этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены насобственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальныеинтересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяетохарактеризовать этих учащихся как «рационалистов с неудовлетвореннымизапросами».
Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойстволичности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала своюжизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностямокружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элементструктуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказалисьнесформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личнойзрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериямразвития. Наличие определенной системы ценностей личностипредставляется необходимым психологическим условием для формированиятакого важного личностного образования, как возникновение зрелыхжизненных планов, личностного и профессионального самоопределенияучащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностногосамоопределения, недостаточно только выявить систему ценностныхориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся повсей мотивационно-потребностной сфере личности, иными словами, каксоотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считаетнаиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или несознательно стремится.
Ценностно-потребностная сфера личности – это система индивидуальныхпотребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных втечении жизни потребностей, и организующихся в блоки – ценности, которыесоответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально –этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влияниемсоциально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальнойнеповторимостью.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115