Педагог года — 2016. Презентация на тему Использование приемов ассоциативно-образного мышления на уроках истории
Валеев Аглям Ахметович – учитель истории МБОУ СОШ имени Исхакова Алмаза Салимовича села Уральск МР Учалинский район Республики БашкортостанИспользование приемов ассоциативно-образного мышления на уроках истории
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами интеграции ассоциативно-образного мышления на уроках истории, через использование творческих способностей и умений создавать новое, модифицируя уже существующее.
Задачи:Овладение базовыми теоретическими знаниями и навыками по истории, постижение сути истории во взаимосвязи с другими учебными предметами (дисциплинами);Активизация познавательной деятельности учащихся;Развитие ассоциативного мышления, воображения, тренировка образной памяти;Всестороннее развитие личности, ее творческого потенциала, формирование жизненной позиции.
Актуальность Многие ключевые составляющие истории, такие, как понятия, даты, причинно-следственные связи и т. д., трудны для понимания, а значит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 6-8-х классах, т. е. на первых годах обучения истории. Именно по этой причине, т. е. из-за простого непонимания, любовь к истории, возникшая на первых порах, может легко перерасти в ненависть, и справиться с ней учителю будет нелегко. Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию процессов общественного развития. Первостепенная задача преподавателя истории - не просто донести до ученика смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками. Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление. К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с какими-то привычными для учащихся образами, то многие научные термины и даты становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.
Описание опытаВсе помнят детскую игру – рисование человечка с помощью цифр. Эта методика используется в ДОУ и в начальной школе: дети с помощью цифр рисуют различных животных или предме-ты, потом дополняют их изображениями. Она применяется, чтобы вызвать у детей интерес к цифрам и рисованию. Данный метод можно использовать на уроках истории, но вместо цифр использовать даты, а вместо животных - исторические личности, известные предметы материальной культуры и искусства.
Рисование с помощью цифр
Октябрьская революция 1917 года в России.План:1. Подготовка революции;2. Ход революции.
Владимир Ильич Ленин
1. Подготовка революции
09.09.1917 г. - большевики берут под свой контроль Петроградский Совет. Председателем назначен Л. Д. Троцкий
16.09.1917 г. - при Петроградском Совете создан Военный революционный комитет (ВРК) во главе с Троцким. ВРК готовит вооруженное восстание в Петрограде
2. Ход революции
24.10.1917 г. – начало вооруженного восстания в Петрограде
Дата записывается определенным образом
Захвачены важнейшие пункты вПетрограде. Ленин пришел вСмольный дворец
Керенский бежал из города
25.10.1917 г. – залп «Авроры» в 21часов 40 минут
Дата записывается определенным образом
Штурм Зимнего дворца
Захват власти большевиками во главе с Лениным
Временное правительство низложено
II Всероссийский съезд Советов
26.10.1917 г. – первые декреты Советской власти
Дата записывается определенным образом
Владимир Ильич Ленин
Рефлексия В процессе написания дат, дети запоми -нают портрет личности. Рефлексия данного метода в том, что дети с творческим складом ума, заинтересуются датами. А с математическим складом – творчеством (портрет). Этот прием можно использовать на разных этапах урока и в различных видах (новый материал, закрепление, обобщение)
Мониторинг успеваемости и качества по истории.