Научно-исследовательская работа на темуОпределение интереса у студентов и учащихся к занятиям физической культуры
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
ГАПОУ СО «СТСТиСО»
Научно-исследовательская работа
«Определение интереса у студентов и учащихся к занятиям физической культуры»
Борисов Алексей Александрович
преподаватель физической культуры
ГАПОУ СО «СТСТиСО»
г.Саратов-2015 г.
Содержание
Введение.3
Глава 1. Организация и результаты исследования...5
Глава 2. Результаты исследования интересов, физиологических показателей и их обсуждение.....7
Заключение..11
Список литературы13
Приложение
Введение
Физи
·ческая культу
·ра сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физи
·ческая культу
·ра часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
уровень здоровья и физического развития людей;
степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Актуальность темы: заключается в отсутствии интереса к занятиям по физической культуре у студентов и учащихся учреждений СПО.
Целью исследований: определение интереса студентов и учащихся к уроку физической культуры, разработка различных вариантов уроков, повышающий интерес.
Объект исследований: студенты и учащиеся групп №15 и ТО1.9 в ГАПОУ СО «СТСТиСО» Заводского района города Саратова. Всего 24 человека (12 девушек и 12 юношей).
Предмет исследований: занятия по физической культуре в ГАПОУ СО «СТСТиСО» Заводского района города Саратова.
Задачи исследований:
определить первоначальный интерес к занятиям физической культуры у студентов и учащихся;
определить средства и приемы, используемые в ходе занятий.
Для определения интереса и его активизации были использованы следующие методы исследований:
Анализ литературных источников;
Педагогическое наблюдение;
Анкетирование;
Педагогический эксперимент;
Статистическая обработка материала.
Глава 1. Организация и результаты исследования
При изучении состояния изучаемого вопроса был произведен анализ научно-методической литературы по психологии, педагогике, теории и методике физической культуры, физиологии. Всего было проанализировано 15 источников.
Для определения первоначального интереса к уроку физической культуры у студентов и учащихся было проведено анкетирование. Анкета состояла из следующих вопросов:
1 .Твой любимый урок?
2.Нравится ли тебе урок физкультуры?
3.Каким видом спорта ты занимался или занимаешься?
4.Какие виды спорта, включенные в программу, тебе больше всего нравятся (нужно расставить в порядке значимости):
а) зимние виды спорта (лыжи, коньки, хоккей и др.);
б) легкая атлетика;
в) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол);
г) плавание;
д) подвижные игры;
е) гимнастика;
ж) единоборства;
з) другие виды спорта и физические упражнения.
Перед педагогическим наблюдением стояла задача определить средства, методы и приемы, используемые в ходе занятий. Было проанализировано 20 занятий .
Педагогический эксперимент проводился в течение 3 месяцев, среди студентов и учащихся ГАПОУ СО «СТСТиСО» 1 курса, групп №15 и ТО1.9
Была исследована общая физическая подготовка обучающихся в обеих группах. Общая физическая подготовка характеризуется проявлением двигательных качеств. Изучал двигательные качества и рассматривал их в динамике.
В одной группе (контрольной) занятия проводились по общепринятой методике.
В другой группе (экспериментальной) занятия проводились с использованием нестандартных средств, методов и приемов.
Для, контроля за эффективностью таких занятий исследовались двигательные качества по следующей программе:
скоростно-силовые качества - по результату прыжка в длину с места;
мышечная сила - по результату сгибания - расгибания рук в упоре лежа;
- гибкость - по показателям наклона вперед с изменением глубины наклона;
- статическая выносливость - по результату упражнения «рыбка». Прыжок в длину с места испытуемые выполняли по 3 раза. В протоколе регистрировал лучший результат.
Для измерения глубины наклона использовал гимнастическую скамейку и сантиметровую ленту. Измеряется результат по наклону туловища вперед. Обучающийся, стоял на скамейке так, чтобы носки и пятки были вместе, наклоняется вперед, не сгибая колен. Результат записывался в сантиметрах, причем, если средние пальцы рук опущены ниже подошв - со знаком «плюс», если не достают до подошв - со знаком «минус» (нулевая отметка - верх гимнастической скамейки).
Упражнение «рыбка» выполнялось следующим образом: лежа на животе, одновременно поднимают вверх прямые руки и ноги.
При статистической обработке материала использовались математические методы обработки полученных данных: альтернативный и вариационный анализ. Эти методы дают объективную, с точки зрения моих задач, математическую оценку результатов исследования.
Глава 2. Результаты исследования интересов, физиологических показателей и их обсуждение
Исследования показывают, что с возрастом интерес к занятиям физической культуры падает.
В этом возрасте интерес к занятиям физкультуры значительно ниже, чем к спорту и самостоятельным занятиям.
Данное обстоятельство можно связать со следующими моментами: всеобщей обязанностью посещать занятия, обязательным выполнением контрольных нормативов без учета индивидуальных особенностей, нехваткой времени, неудовлетворительными условиями и местами занятий.
Снижение с возрастом числа студентов и обучающихся, которые хотели бы заниматься спортом, свидетельствуют о снижении интереса к физической культуре и соразмерности учащихся своих желаний со своими возможностями.
В ходе проведенного анкетирования, было установлено, что физкультура является одним из самых любимых уроков: 56% опрошенных в экспериментальной группе и 54,5% в контрольной назвали физическую культуру любимым уроком.
В ходе исследования установил, что интересы учащихся дифференцированы и зависят от пола. У студентов и учащихся она вызывает достаточно высокий интерес, особенно это характерно для юношей, так как именно на уроках физкультуры юноши удовлетворяют свою возрастную потребность в движении.
Девушки, как показало исследование, в этом возрасте занимаются танцами, музыкой. По истечении 3 месячного эксперимента было установлено, что 80% в экспериментальной группе и 56% в контрольной считают физкультуру любимым уроком.
Из видов спорта, включенных в программу, самый высокий интерес студенты и учащиеся проявляют к подвижным и спортивным играм, затем к легкой атлетике, единоборствам, гимнастике, далее отмечают зимние виды спорта и другие занятия физическими упражнениями. Для занятий плаванием нет условий, поэтому этот вид спорта не упоминают.
Итак, анкетирование показало, что в экспериментальной группе произошло повышение интереса учащихся к уроку физической культуры, которое мы связываем с изменением содержания и организации занятий.
Далее мы рассмотрим динамику двигательных качеств.
При анализе прыжка в длину с места были установлены следующие особенности.
Исходный показатель двигательных возможностей студентов в экспериментальной группе был несколько ниже, чем в контрольной.
При выполнении прыжка в длину с места допускались типичные ошибки:
отталкивание одной ногой;
неактивная работа рук;
приземление на прямые ноги.
Для развития скоростно-силовых способностей учащихся, были использованы игровой и соревновательный методы, игры «Удочка», «Волк во рву», «Наступление», «Скакуны» и др..
По истечению 3 месяцев в экспериментальной группе результаты студентов увеличились, в контрольной же остались на исходном уровне, причем увеличение показателя, характеризующего развитие скоростно-силовых качеств студентов экспериментальной группы имело хорошо выраженную тенденцию к увеличению.
При анализе показателя сгибания – разгибания рук в упоре лежа было установлено, что студенты в экспериментальной группе были более подготовлены к выполнению силовых упражнений. Их исходный показатель был выше показателя студентов контрольной группы.
При выполнении сгибания – разгибания рук в упоре лежа как в одной, так и в другой группах совершили ошибки:
не до конца выпрямляли руки;
совсем не сгибали руки;
широко расставляли руки, а отжимались «животом».
Однако после 3 месяцев занятий в экспериментальной группе наблюдалось повышение результата в 14,5 раз. В контрольной группе показатель практически остался на исходном уровне. Причем увеличение показателя, характеризующего динамическую силу учащихся экспериментальной группы, имеет хорошо выраженную тенденцию к увеличению.
Для развития силовых качеств я применял на уроках соревновательный метод, использовал различные контрольные упражнения:
метание набивных мячей разного веса на дальность;
сгибание - разгибание рук в упоре лежа, подтягивания;
подскоки на месте на заданную высоту (кол-во раз).
Рассмотрим динамику показателя гибкости, которая определялась с помощью наклона вперед с изменением глубины наклона.
Проведенные измерения показали, что гибкость у исследуемых недостаточно развита.
В экспериментальной группе всего 1 человек: Турдиев Сергей имел хороший показатель гибкости с величиной +15см.
В контрольной группе Погосян, Храмова и Шуро имели показатель гибкости с величиной +10см., а Холмская Кристина величиной +12см. Остальные учащиеся выполняли наклон в основном до нулевой отметки.
В целом в экспериментальной группе исходный показатель наклона вперед составлял +4см. В контрольной группе показатель несколько выше и составлял +6см.
В течении 3 месяцев использовались статические упражнения на гибкость, при которых сохраняется неподвижное положение с максимальным отведением, сгибанием и разгибанием различных частей тела.
В экспериментальной группе использовались упражнения на расслабление в заключительной части урока с применением спокойной музыки. Предлагались упражнения на растягивание.
После измерения повторных показателей по истечении 3 месяцев обнаружил, что в экспериментальной группе показатели гибкости выросли, а в контрольной остались без изменений.
При анализе статической выносливости было выявлено следующее. Исходный показатель статической выносливости в экспериментальной группе был несколько ниже, чем в контрольной. По истечении 3 месяцев обнаружил, что в экспериментальной группе произошло увеличение результатов. В контрольной группе показатель остался на исходном уровне. Причем результаты в экспериментальной группе позволяют нам говорить о высокой степени достоверности различий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе под влиянием нестандартных средств, методов и приемов произошло опережающее развитие двигательных качеств по сравнению с контрольной группой. Это связываем, прежде всего, с тем, что уроки проходили с повышенным интересом, от которого, в свою очередь зависела активность и посещаемость занятий. Это повлияло и на развитие двигательных качеств.
Заключение
Исследования показали, что для воспитания интереса к физической культуре необходимо улучшить материально-техническую базу, что приведёт к разнообразию уроков и привлечёт интерес студентов и учащихся к занятиям.
1. Установлено, что физическая культура является одним из самыхлюбимых предметов. 56% в экспериментальной группеназвали физкультуру любимым уроком. Хотя интересы к уроку физическойкультуры различаются в зависимости от пола. Так, число юношей, которыевыделили физкультуру как любимый предмет, выше 80%, чем число девушек 32%.
После проведения нестандартных уроков отношение студентов в экспериментальной группе к уроку изменилось. 80% назвали физическую культуру любимым уроком.
В контрольном классе, где уроки проводились по общепринятой методике, отношение учащихся к уроку физической культуры осталось неизменным.
Изучив интересы студентов и учащихся, выявил, что самый высокий интерес учащиеся проявляют к подвижным и спортивным играм. Затем упоминают легкую атлетику, единоборства, гимнастику, далее отмечают зимние виды спорта и другие занятия физическими упражнениями. Особенно им нравится эстафеты игрового характера с применением различного инвентаря.
Выбранные нами тестовые характеристики для оценки успешности формирования двигательных качеств; сгибание - разгибание рук в упоре лежа, прыжки в длину с места, наклон вперед с изменением глубины наклона, упражнение «рыбка» позволили определить взаимосвязь их развития от уровня интереса к уроку физической культуры.
В результате исследования обнаружено, что показатели прыжка в длину с места и сгибания-разгибания рук в упоре лежа имеют тенденцию к увеличению, а результаты упражнения «рыбка» и наклона вперед с изменением глубины наклона улучшаются на статистически достоверном уровне.
5. В ходе проведенного исследования было установлено, что студенты и учащиеся физически развиты неравномерно. Считаю необходимым усиление процесса индивидуализации при проведении занятий.
6. Для оценки успешности формирования интереса к уроку вэкспериментальном классе велся учет посещаемости занятий студентами. Уже после 3 недель эксперимента посещаемость составила 95%.
Для формирования интереса к уроку физической культуры у студентов и учащихся необходимо:
знать и постоянно выявлять динамику интереса учащихся;
занятия строить на основе игрового и соревновательного методов;
- использовать на занятиях различные формы контроля и учета (карточки, тесты);
включать в уроки музыкальное сопровождение;
- использовать широкий набор наглядных средств (таблиц, кинограмм, плакатов).
Надеюсь, что приведенные выше практические рекомендации преподавателям по физической культуре, работающим в образовательных учреждениях СПО, позволят на более длительный срок сохранить интерес к уроку физической культуры, повысить эффективность работы.
Список литературы
1. Аросьев, Д.А. Как увлечь физической культурой / Д.А. Аросьев, П.А. Жоров //ФКиС.-1987.-№4.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика. - 1982.
Бойко, А.Ф. Что нам мешает в работе. Как этого избежать / А.Ф. Бойко. - М.: ФиС. - 1987.
Киселев, В.П. Возрастные изменения показателей двигательной функции у детей 7-10 лет при многолетнем наблюдении / В.П. Киселев. - Саратов: Пед. Институт. - 1995.
Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка на уроках физической культуры / Ю.Г. Коджаспиров. - ФиС. - 1997.
Мишутин, Д.А. Основные этапы формирования интереса к занятиям физической культуры / Д.А. Мишутин, Е.Ю. Конькова - Саратов: Пед. Институт. - 1995.
Мельникова, В.М. Психология: учеб. для институтов ФК / В.М. Мельникова. -М.: ФиС- 1987.
Поляков, М.И. При помощи карточек-заданий / М.И. Поляков. - ФК в школе. - 1992.
Puna, М.Д. Некоторые социальные факторы, формирующие физкультурные и спортивные интересы / М.Д. Рипа. - ФиС. - 1974.
Puna, М.Д. Круг спортивных интересов школьников / М.Д. Рипа, Н.М. Карандашова //Теория и практика ФК. - 1972.
Смеловская, З.К. Факторы формирования интересов физкультуры и спорта у учащихся общеобразовательных школ / З.К. Смеловская. - 1972.
Худолеева, О.В. Школа передового опыта / О.В. Худолеева. - ФиС. - 1987.
13. Черник, Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры / Е.С.Черник. - М.: Просвещение, 1991.
14. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке /Г.Н. Щукина. - Сов. педагогика. - 1957.
15. Шабунин, Р. А. Двигательная активность и особенности развития школьников младшего возраста / Р.А. Шабунин. - Свердловск, 1986.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. www.sibsport.ru/www/sibsport.ns
Приложения
Приложение 1
Анкета
1 .Твой любимый урок?
2.Нравится ли тебе урок физкультуры?
3.Каким видом спорта ты занимался или занимаешься?
4.Какие виды спорта, включенные в программу, тебе больше всего нравятся (нужно расставить в порядке значимости):
а) зимние виды спорта (лыжи, коньки, хоккей и др.);
б) легкая атлетика;
в) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол);
г) плавание;
д) подвижные игры;
е) гимнастика;
ж) единоборства;
з) другие виды спорта и физические упражнения.
Приложение 2
Показатели двигательной активности в экспериментальной группе.
ФИО
Исходные показатели
После 3 месяцев
Пры-жок в длину с места (см.)
Сгибаниеразгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
Нак-лон вперёд (см.)
Упр-ние «рыбка» (кол-во раз)
Пры-жок в длину с места (см.)
Сгибаниеразгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
Нак-лон вперёд (см.)
Упр-ние «рыбка» (кол-во раз)
Васильев Артём
190
47
+2
20
197
52
+5
24
Гумаров Алексей
210
56
+7
28
215
59
+9
35
Досмухамбетов Тимур
220
64
+12
33
230
68
+13
39
МещериковАлександр
205
39
+5
18
210
41
+8
20
Ерёмин Руслан
185
33
0
12
190
35
+2
12
Турдиев Сергей
225
68
+13
29
230
75
+15
36
Коробков Роман
200
45
+4
16
203
48
+5
19
Сафаров Эльвин
195
42
-2
18
197
44
0
21
Митиненков Николай
203
53
-5
9
205
54
-1
12
Панфилов Артём
230
72
+8
27
233
77
+10
34
Храмов Семён
210
51
+10
23
217
53
+12
27
Храпов Илья
208
49
+6
21
210
56
+7
24
Приложение 3
Показатели двигательной активности в контрольной группе.
ФИО
Исходные показатели
После 3 месяцев
Прыжок в длину с места (см.)
Сгибание- разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
Наклон вперёд (см.)
Упр-ние «рыбка» (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (см.)
Сгибание- разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
Наклон вперёд (см.)
Упр-ние «рыбка» (кол-во раз)
Белюшкова Татьяна
180
20
+17
15
182
22
+18
16
Дьякова Марина
172
12
+6
10
175
12
+8
10
Латухина Евгения
193
18
+15
17
190
21
+15
17
Мищенко Виолета
165
13
+4
7
165
14
+4
7
Сизинцева Виктория
178
16
+20
14
180
16
+21
14
Холмская Кристина
187
19
+20
18
190
22
+20
18
Хохлачёва Наталья
169
15
+9
8
167
14
+9
8
Черкасова Екатерина
177
15
+6
5
177
15
+6
6
Шлыкова Юлия
184
17
+19
11
185
18
+20
12
Шуро Анастасия
180
22
+21
16
183
25
+21
15
Погосян Роза
175
23
+18
19
178
25
+19
19
Храмова Кристина
167
18
+19
20
170
20
+19
22
13PAGE 15
13PAGE 14215
15