«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.»
«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.»Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой,
Источник мысли, чистый, вдохновенный…
А.МирцхулаваВ век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Современным детям нужна книга, она дает пищу для ума, развивает чувство причастности к истории страны. Именно в книгах, заключена многовековая мудрость человечества. Формирование жизнеспособного, интеллектуально развитого молодого поколения, одна из главных стратегических задач нашей страны. Три составляющих: СЕМЬЯ,ШКОЛА.БИБЛИОТЕКА – создают окружение, формирующее ЧЕЛОВЕКА ЧИТАЮЩЕГО, ЧЕЛОВЕКА 21 ВЕКА.
Что значит чтение для современных детей и подростков? Как привлечь в библиотеку новых пользователей? Как помочь ученикам стать вдумчивыми читателями, а не превратиться в людей , « поглощающих» информацию? Какой должна быть библиотека в школе, и та особая информационная среда обитания , куда так или иначе попадают все, кто вовлечен в школьную жизнь: ученики, учителя, родители?
Главной задачей своей работы с детьми, считаю воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. все то, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно - образованного человека. Но одной мне этого всего не достигнуть, а вместе мы можем многое. Ведь значение книги в семейном воспитании огромно. Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания, интеллектуальных умений очень трудно. С. Маршак говорил: «Что есть талант, (а он спрятан в каждом), только его надо открыть, вырастить и воспитать.» Как я заинтересовываю детей в чтении? При рекомендации произведения художественной литературы, я читаю яркий эпизод из книги, или рассказываю, о ее главном герое, показываю одну, две иллюстрации…тем самым вызываю у ребенка интерес к чтению этой книги. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают читая книгу. Заранее я продумываю вопросы к читателю о прочитанном. Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия читателем книги. Беседы о прочитанном можете и должны делать вы, родители, тем самым развивая интеллектуальные умения вашего ребенка. Вашему ребенку необходимо вести дневник чтения. Я стараюсь дать каждому ребенку не только информацию, но и возможность остановиться, вглядеться в себя и мир. Какое таинство - эта библиотечная аура, запах книг и обстановка, в которой не хочется никуда спешить, догоняя наш спешащий век. Увы, не в каждой семье реализуется благодатная возможность содействовать с помощью совместного чтения, целостному развитию личности ребенка.
Чтение играет важную роль в формировании и развитии интеллектуальных навыков и умений ребенка, обогащении его знаниями. В наше время с книгой вступили в конкуренцию: телевидение, видеотеки, компьютеры. Но почему бы, вам, родителям не обсудить со своими детьми, не только прочитанное, но и увиденное? Обсудить, поспорить…Здесь у вас открываются богатые возможности формировать вкус , умение отличать искусство от подделки, развивать правильную речь. Воспитательное значение книг трудно переоценить. Ведь именно в подростковом возрасте , когда ребенок восприимчив и к хорошему, и к плохому. У него появляется сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. Какой вырастет наша смена, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей уйдет из школы и начнет самостоятельный путь, зависит от нас, взрослых. Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых - память о детстве, откуда все вы родом, просветляла, возвышала, а у детей - путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас. А книги остаются с нами навсегда!
« Если Ваше собственное сердце, Ваши собственные привычки, Ваша собственная жизнь не может служить Вашим детям образцом, то все будет потерянными усилиями и напрасным старанием…»
И.Кампе.