Внеклассное мероприятие по математике на тему: Математика — гимнастика ума
Внеклассное мероприятие
«Математика – это гимнастика ума»
Цели:
пробудить математическую любознательность и инициативу;
прививать навыки самостоятельного решения задач;
развивать интуицию, догадку, эрудицию;
формировать познавательный интерес к предмету математики;
способствовать расширению кругозора учащихся;
воспитание интереса к математике и ее приложениям.
Оформление зала: математические газеты; плакаты с высказываниями: «Математику уже учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов), «Математика- это язык, на котором говорят все точные науки» (Н.И. Лобачевский), «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» (Ф. Хаусдорф), «Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает (Н. Винер); стенды «Великие математики», «Меры длины».
Ход мероприятия:
Вступление.
Учитель: Пусть эпиграфом к нашему турниру будут слова «Математика – царица всех наук»
В труде, в учении, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать – всё то, что наш народ метко определяет одним словом «смекалка». Смекалку можно воспитать и развить систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач как школьного курса, так и задач, возникающих из практики, связанных с наблюдениями окружающего нас мира вещей и событий. Сегодня на турнире будут представлены такие задачи. Проявите свою сообразительность; интуицию; смекалку и победа будет за вами.
В игре участвуют две команды по пять человек из двух групп.
Викторина начинается с выступления двух учащихся.
1-й учащийся:
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается!
2-й учащийся:
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
М. БорзаковскийI. Представление команд
Название команды, внешний вид, девиз, приветствие жюри оценивает из расчета, 7 баллов.
II. Конкурс «Слабое звено»
Задаются вопросы, жюри ведет счет: верный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1-й команды
1. Направленный отрезок
(Вектор)
2. Что больше: (cos 1800 )2 или (cos 1800 )3?
(cos 1800)2
3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
(Косинус)
4. Самая большая хорда в круге.
(Диаметр)
5. Решите неравенство x2 < 2.
(-2<х<2)6. График обратной пропорциональности.
(Гипербола)
7. Часть окружности.
(Дуга)
8. Точка пересечения диаметров окружности.
(Центр)
9. Наглядное изображение функциональной зависимости.
(График)
10. Подкоренное выражение в формуле корней квадратного уравнения.
(Дискриминант)
Вопросы для 2-й команды
1. Правило, схема выполнения действий.
(Алгоритм)
2. Третья степень числа.
(Куб)
3. Сформулируйте теорему синусов.
4. Независимая переменная.
(Аргумент)
5. Решите неравенство x2<3.
6. Сотая часть числа.
(Процент)
7. Другое название двучлена.
(Блином)
8. что больше (sin 900) или (sin 00)3?
(sin 900)2
9. Точка пересечения осей координат.
(Начало координат)
10. Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
(Синус)
III. Конкурс «Живая математика».
Капитаны команд получают билетики с заданиями:
1 команда
1. Площадь круга равна 81 см2, чему равен диаметр круга? Чему равна часть окружности?
2. В конусе образующая наклонена и плоскости основания под углом 450. Радиус конуса равен 9см. Чему равен объем?
3.Решите уравнения:
а) x2 – 7x + 6 = 0
б) (2x – 5) * (x + 2) = 0
2 команда
1. Площадь круга 64 см2. Чему равен диаметр круга? Чему равна длина окружности?
2. В конусе образующая наклонена и плоскости основания под углом 450. Высота конуса равна 6см. Чему равен объем?
3. Решите уравнения:
а) x2 – 5x – 6 =0; б) (3x – 7) * (x – 3) =0;
IV. Конкурс капитанов «Какое это слово?»По очереди называются буквы, как в телеигре «Поле чудес». За правильный ответ – 3 балла.
1.Как называли куб в Греции?
(Гексаэдр)
2.Назовите фамилию ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика.
(Гиппократ)
V. Конкурс «Меры длины»
На сцене вывешиваются плакаты с названиями мер длины.
Миля. Сажень.
Локоть.Ярд.
Фут. Метр.
Ведущий по очереди задает вопросы командам, ответы на которые нужно найти среди надписей на плакатах ( каждый правильный ответ 2 – бала).
1. Какая мера длины введена указом короля Генриха I в начале XI века?
(Ярд)
2. Какая мера длины была распространена на Руси с XI века? Это – расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба.
(Локоть)
3. В честь какой меры длины была отчеканена медаль со словами «На все времена. Всем народам»?
(Метр)
4. Какая мера длины произошла от римской меры «двойной шаг»? Она использовалась для измерения больших расстояний.
(Миля)
5. Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, там где нужна большая точность?
(Фут)
6.Название какой меры длины произошло от слова «сягать», то есть доставать до чего-либо. Отсюда употребление «недосягаемый» в отношении места, куда невозможно добраться, человека, достижения которого невозможно повторить.
(Сажень)
VI. Конкурс «Числа в народных пословицах, поговорках и загадках»
Команды поочерёдно называют пословицы, поговорки и загадки. Побеждает та команда, которая называет последней пословицу (каждая пословица – 1 балл.)
1. Один за всех – все за одного.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Семь раз примерь – один раз отрежь.
4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5. Ум – хорошо, а два – лучше.
6. Семь братьев: годами равные, именами разные
(Дни недели)
7. Пять чуланов – одна дверь.
(Перчатки)
8. Один говорит, два глядят, два слушают.
(Язык, глаза, уши)
9. Здоровье одно, а болезней много.
10. Горя много, а смерть одна.
11. Герой умирает один раз, а трус – тысячу раз.
12. В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
13. Обещанного три года ждут.
14. На пол упало, наполовину пропало.
15. Всякое полузнание хуже незнания.
16. Захотеть – половину дела сделать.
17. С грехом пополам (кое-как, так и сяк).
18. Где один гриб, там и другой.
19. Знает один – тайна, знают двое – не тайна.
20. И один враг опасен.
21. Наука одна, а учителя разные.
22. Один про Фому, а другой про Ерему.
23. Один цветок весны не делает.
24. Одна книга тысячи людей учит.
25. Одна ложка дегтя портит бочку меда.
26. Одной рукой и узла не завяжешь.
27. Старый друг лучше новых двух.
28. Один, как перст.
29. Семь прядей во лбу.
30. От горошка два вершка, а уже указчик.
VII. Конкурс «Художественная самодеятельность»
(Проходит во время подсчета баллов жюри.) Каждая команда заранее сочиняет математические частушки. Оценивается математическое содержание частушек, их исполнение, количество, костюмы участников.
VIII. Подведение итогов. Вручение призов.