Внеклассное мероприятие по обществознанию для обучающихся 5 класса «Труд красит человека»
Составитель: учитель истории и
обществознания Людишина С.И.
Внеклассное мероприятие по обществознанию для обучающихся 5 класса
«Труд красит человека»
Обоснование выбранной темы: последние социологические исследования говорят о резком снижении среди молодежи значимости труда, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниченные; материальные потребности. Задача внеклассного мероприятия - привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Цель внеклассного мероприятия: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи внеклассного мероприятия:
способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию;
воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям труда, трудолюбие и целеустремленность.
Ход мероприятия
Вступительная часть
- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодно человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
- Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.
Основная часть
Притча о строителях
- Тема нашего внеклассного мероприятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с притчи. Послушайте, пожалуйста, эту притчу.
- При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?»
Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!»
Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи».
А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
- Кому из них работа приносила радость и почему?(3)
Заслушиваются рассуждения детей.
- Если человек в жизни получает от работы, от общения радость значит этот человек здоров.
. Игра «Окончание пословицы»
- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают. И каждую пословицу объясняют (как понимают её смысл).
Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе... (а в огороде).
3. Игра «Ринг профессий»
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».
В игре участвуют 2 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске.)
- По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд, то она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают, садятся на свои места.
- Игра закончилась. Победила команда … Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
4. Встреча с интересными людьми
- Сегодня у нас в гостях человек замечательной профессии, врач … Человек, который каждую минуту готов прийти на помощь.
Рассказ врача о своей профессии.
Беседа детей и приглашенного.
5. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
- А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два репортера.
Репортер 1. Мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии пятиклассники.
Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия больше всего нравится?
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
6. Устные рассказы. «Профессии наших родителей»
- Многие мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей (презентация детей, выставка фотографий.)
3. Заключительная часть
1. Слово учителя
- В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.
- Трудолюбивый человек достигает многого в жизни. И важно понять, что такой человек пользуется уважением в обществе, к его мнению прислушиваются, его труд ценят.
2. Рефлексия
- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Список используемой литературы
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О – 28 [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал. 2010 – 2013 гг.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – 2-е изд. – М.: - ВАКО, 2016.
Используемые интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2011/11/11/trud-krasit-cheloveka Внеклассное мероприятие «Труд красит человека». Составитель Зубова Е.А.