Рабочая программа кружка «Умелый лобзик» по дополнительному образованию (5-7 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ С(К)ОШ «Злагода»
____________________С,В,Лобачева
Одобрено на педагогическом совете
Протокол № 109П1 от «29»_ 08_2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Умелый лобзик» по дополнительному образованию
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов,
специальной коррекционной школы с учетом
особенностей психофизического развития детей.
Срок реализации программы 2 года.
Количество часов в год-68(2 ч. в неделю)
Программу составил:
учитель технологии Н.М. Божок
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
________Т.Т.Черданцева
Симферополь
2016/2017учебный год
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на два года и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства-художественная обработка древесины. Настоящая программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в МБОУ С(К)ОШ «Злагода».
Цель программы: формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение технического развития личности подростка.
Задачи программы:
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Обучающая:
-расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам ее обработки, инструментам и приспособлениям.
Развивающая:
-развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувство прекрасного, эстетического идеала, творческих начал личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают.
Воспитательная:
Воспитание потребности познания, формирование и развитие общечеловеческих качеств честности, доброты, трудолюбия.
Принципы:
от простого к сложному;
обеспечение дифференцированного подхода к воспитанникам.
Обучение в кружке «Умелый лобзик» имеет коррекционную направленность.
1.Коррекционная направленность обучения.
1. Развитие воображения и мелкой моторики рук.
2.Расширять технический кругозор, формировать умения связывать
свой труд с трудом взрослых, описывать его.
3.Обогащать, уточнять, конкретизировать словарный запас.
4.Развивать связную речь в описании трудовых процессов.
5.Расширять словарный запас за счёт названий ручных инструментов, их частей, материалов, их качеств и признаков, названий действий, выполняемых на занятиях кружка.
2.Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-основные понятия графики, графического изображения(чертеж, эскиз, технический рисунок);
-физико-механическое, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-способы разметки по шаблону, чертежу;
-принцип подбора столярного инструмента – по значению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-назначение и устройство станков и электрооборудования(электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,);
-иметь понятие о конструировании и моделировании;
-способы отделки древесины- грунтовка, шлифование. окраска, лакирование, полирование;
-основные сведения о видах художественной обработке дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-историю возникновения и развития местного промысла по художественной
обработке дерева, его роль в экономике края;
-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-основные приемы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
-технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; -разные виды резьбы и их особенности;
-способы экономного расхода материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место.
-соблюдать правила техники безопасности.
3. Содержание изучаемого курса
Учебный материал программы распределен с учетом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам:
1.Выпиливание лобзиком
Изучение строения лобзика, изучение основных принципов работы с лобзиком, воспитание ответственное отношение к труду, воспитание аккуратности, воспитание трудолюбия, воспитание усердия, развитие технического мышления, развитие кругозора, развитие солидарности.
2.Выжигание по фанере.
Развитие художественных, творческих, способностей, умений и навыков детей средствами приобщения к ремеслу, в частности выжиганию. Учиться самостоятельно сувенирную выполнять поделку(Подбор рисунка, перевод на дерево, выжигание рисунка.)
3.Резьба по дереву
знание классификации резьбы, её историю;
эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для резьбы;
способы обработки резного изделия;
технологический процесс изготовления изделия с резьбой и пути снижения его себестоимости;
правила безопасности труда;
способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
основные законы построения композиции;
знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.
4.Календарно-тематическое планирование
№
п.п.
Название раздела, темы занятия
Кол-во часов
Сроки выполнения
план
факт
1-2
Выпиливание лобзиком. Вводное занятие. Рабочее место. Гигиена труда.
2
07.09
09.09
3-4
Материалы и приспособления для выпиливания лобзиком.
2
14.09
16.09
5-6
Свойства древесины. Устройство лобзика.
2
21.09
23.09
7-8
Выбор материала. Установка пилочки в лобзике.
2
28.09
30.09
9-10
Выбор материала. Производство фанеры. Инструменты и приспособления, используемые в работе.
2
05.10
07.10
11-12
Технология переноса рисунка на фанеру. Нанесения рисунка с помощью копировальной бумаги и шаблона.
2
12.10
14.10
13-14
Приемы работы лобзиком. Учебные упражнения.
2
19.10
21.10
15-16
Пиление лобзиком с крупным зубом. Пиление лобзиком с мелким зубом.
2
26.10
28.10
17-18
Пропиливание прямых углов. Изготовление пазлов.
2
09.11
11.11
19-20.
Выпиливание острых и тупых углов. Изготовление пазлов.
2
16.11
18.11
21-22
Выпиливание полуокружностей. Выпиливание окружностей.
2
23.11
25.11
23-24
Криволинейное выпиливание. Изделие. Модель самолета. Декоративная тарелка.
2
30.11
02.12
25-26
Изготовление модели самолета. Изготовление декоративной тарелки.
2
07.12
09.12
27-28
Изготовление модели самолета. Изготовление декоративной тарелки.
2
14.12
16.12
29-30
Изготовление модели самолета. Изготовление декоративной тарелки.
2
21.12
23.12
31-32
Изготовление модели самолета. Изготовление декоративной тарелки.
2
11.01
13.01
33-34
Изготовление модели самолета. Изготовление декоративной тарелки.
2
18.01
20.01
35-36
Отделка изделий. Покрытие изделий лаком.
2
25.01
27.01
37-38
Технология перевода изображения на заготовку.
2
01.02
03.02
39-40
Изделие. Шкатулка. План работы. Разметка.
2
08.02
10.02
41-42
Вырезание крышки шкатулки. Контроль наружных размеров.
2
15.02
17.02
43-44
Вырезание крышки шкатулки. Соединение элементов крышки шкатулки.
2
22.02
24.02
45-46
Соединение деталей из фанеры металлическими скобами и в шип. Выжигание рисунка на крышке шкатулки.
2
01.03
03.03
47-48
Клеи и способы их приготовления. Выжигание по фанере.
Выжигание рисунка на крышке шкатулки.
2
10.03
15.03
49-50
Изготовление корпуса шкатулки. Разметка деталей корпуса.
2
17.03
22.03
51-52
Изготовление корпуса шкатулки. Отделка деталей.
2
24.03
05.04
53-54
Прозрачная отделка изделия из древесины. Лаки используемые при отделке. Сборка корпуса шкатулки.
2
07.04
12.04
55-56
Сборка шкатулки. Установка завесов, крючков.
Отделочные работы.
2
14.04
19.04
57-58
Резьба по дереву. Материал для резьбы по дереву. Резцы для резьбы.
2
21.04
26.04
59-60
Виды резьбы по древесине. Контурная резьба по дереву. Учебные упражнения. Приемы безопасной работы.
2
28.04
03.05
61-62
Подбор рисунка для вырезания. Вырезание рисунка.
2
05.05
10.05
63-64
Вырезание рисунка.
2
12.05
17.05
65-66
Отделка изделия
2
19.05
24.05
67-68
Выставка работ кружка. Подведение итогов работы.
2
26.05
29.05
Всего
68
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115