Система работы Вечерней школы по профилактике употребления психоактивных веществ


Система работы МКОУ ВСШ по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.
Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа. Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.
Опыт показывает, что борьба с зависимостями может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер. С одной стороны - ограничительных, с другой стороны - разъяснительных, пропагандирующих здоровый образ жизни. Жизнь уже доказала, что только административными запретами проблему не решить. Самое пристальное внимание должно уделяться профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни, в первую очередь, в подростковой среде, закладывая основы в начальной школе. Делать это необходимо на новом современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей.
Школа как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики приобщения к психоактивным веществам, а также имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье.
Главная цель профилактической работы в школе заключается в формировании у детей ценности здорового образа жизни, сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья, изменения отношения подростков и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.
Современная концепция раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, школа и досуг.
В МКОУ ВСШ ведется большая работа по профилактике употребления психоактивных веществ. Ежегодно проводится опросы и анкетирование учащихся, целью которых является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества)
На несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет за употребление алкоголя, психоактивных веществ, разрабатываются программы индивидуальной профилактической работы.
Непосредственная помощь оказывается родителям обучающихся: социально-правовая помощь и поддержка, поиск путей выхода из сложившейся ситуации, в первую очередь, активизируя и используя ресурсы самой семьи.
В МКОУ ВСШ разработана программа курса ЗОЖ, направленная на профилактику социогенных заболеваний, которая ведется в дни классных часов у групп. Программа включает в себя 6 блоков: профилактика табакокурения, профилактика алкоголизма, профилактика наркомании, блок «Я и другие» о межличностных отношениях, профилактика ранних половых связей, профилактика инфекционных заболеваний и ИППП. Программа занятий включает в себя лекции, ролевые игры, беседы, дискуссии, просмотр видеофильмов: «Право на жизнь», «Территория безопасности», «Точка не возврата», «В подвалах Дыбенко» и т. Д., «Женский алкоголизм», «О спайсах», «Большая алкогольная болезнь» и т. Д.
Профилактическая работа с учащимися проводится через преподавание предметов учебного плана. Так, например, содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, литературы, биологии, на предмете ОБЖ выделено несколько тем о вредных привычках и их профилактике, и других предметов дает богатый материал для антинаркотического воспитания учащихся. Профилактика наркомании в школе должна быть обязательной. Она должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Она должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.  
Работа по профилактике употребления психоактивных веществ в МКОУ ВСШ проводится во всем ученическом коллективе с 5 по 12 класс. Важной особенностью является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни.
Ежедневно проводится работа с учащимися, пропускающими занятия, ведется учет пропусков уроков, по результатам проводится индивидуальная работа с детьми (совет профилактики и т.п.)
В результате тесного сотрудничества с медицинскими учреждениями (врачом- наркологом С.В.Шаховым, подростковым врачом Авдиюк И.А. и др.) в школе проводятся лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации на темы: « Наркотики - знак беды», «Курительные смеси», «Профилактика употребления ПАВ»
Работа психолога ПМСС центра «Дельфин» Лавровской А.В., в том числе проведение тренингов профилактической направленности еженедельно.
Приглашение психолога МБУ КЦСОН Гончаровой О.А. с тренинговыми занятиями «Профилактика зависимостей», «Сделай свой выбор» и т.д.
Ежегодно учащиеся «группы риска» встречаются с сотрудниками ФСКН, госнаркоконтроля.
Традиционными стали мероприятия, проводимые образовательными учреждениями в летний период:
- занятость обучающихся в школьных ремонтных бригадах;- при благоустройстве пришкольного участка
МКОУ ВСШ ежегодно уделяет пристальное внимание организации внеурочной занятости обучающихся данной категории: происходит вовлечение несовершеннолетних в социально-значимые виды деятельности, во внеклассные общешкольные мероприятия. ( спортивные соревнования, социально – педагогические проекты), происходит создание условий для приобретения позитивного социального опыта.
Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.
Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: классные часы, акции, ролевые игры, беседа-диалог, диспуты, круглый стол, дискуссии, игры и тренинги. В воспитательные программы классных руководителей включены ряд классных часов, направленных против табакокурения, алкоголизма, наркомании. СПИДа и т. Д. , ряд классных часов по пропаганде здорового образа жизни и спорта.
Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «Дни здоровья», районные спортивные соревнования «Мы за ЗОЖ», «Любимые игры», «Спорт живет в каждом». Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Здоровье нации», ежегодных школьных антинаркотических, антиалкогольных акциях, конкурсы плакатов и рисунков «Я за здоровый образ жизни», районные фотоконкурсы «Активный отдых», конкурс буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!», выступление агитбригады « В здоровом теле – здоровый дух!»и др. Любое мероприятие, проводимое в школе, должно быть ярким, красочным и запоминающимся. Только тогда оно достигнет своей цели, и профилактической, и воспитательной.
Для того, чтобы работа по профилактике употребления ПАВ была более эффективной, мы привлекаем к ней медицинских работников. Регулярно проводятся беседы и лекции по данной тематике. В нашей школе нет психолога, поэтому сотрудничество с врачом-наркологом и психологами для нас очень важно, так как проблема профилактики употребления наркотиков и ПАВ достаточна специфична и не всегда классный руководитель обладает достаточной информацией и компетентностью в данном вопросе.
Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ: «Как поговорить с ребенком о наркотиках», «Курение и дети», «О курительных смесях»., также для родителей был подготовлен буклет «Памятка по распознанию употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками».
На информационном стенде школы была размещена дополнительная информация, с целью дополнительного ознакомления и профилактике учащихся употребления ПАВ, под названием «Жизнь – это наш выбор». Так же на данном стенде размещен плакат «Не ошибись, выбирая свой путь».Одним из наиболее эффективных результатов деятельности по профилактике наркомании можно назвать выступление агитбригады « Мы – за здоровый образ жизни»
Свое выступление хочу закончить, цитируя слова А.С. Макаренко:
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Социальный педагог: Л.А. Ющенко