Положение о консультационном пункте Нарко-НЕТ


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
ПРИНЯТО
На заседании Совета
ННТ (филиал) ФГБО ВПО «ЮГУ»
Председатель Совета
_____________ О.А. Гринаш
Протокол № ______
«____» _________2015 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ННТ (филиал)
ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
________________ О.А. Гринаш
«___» ___________2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о консультационном пункте «Нарко-НЕТ»
Нижневартовск 2015
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Консультационный пункт является общественным органом, проводящим комплексную первичную профилактическую работу в образовательном учреждении среднего профессионального образования, с целью развития у обучающихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психотропных веществ (табака, алкоголя, токсических веществ, наркотиков).
Консультационный пункт создаётся приказом директора образовательного учреждения. Для осуществления своей деятельности консультационный пункт руководствуется настоящим Положением и иными нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования ХМАО-Югры; использует методические рекомендации, разработки по профилактике социально-негативных явлений: табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся половым путем (ИППП); взаимодействует с иными организациями и учреждениями по данному направлению деятельности.
1.2. В состав консультационного пункта входят:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- социальный педагог;
- медицинский работник образовательного учреждения;
- педагог-психолог;
- классные руководители (кураторы, воспитатели);
- представители студенческого самоуправления;
- члены родительского комитета.
1.3. Председателем консультационного пункта является заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения, который координирует деятельность всех членов консультационного пункта, проводит заседания.
Секретарь и иные функции распределяются добровольно среди членов консультационного пункта.
2. ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по первичной профилактике употребления психотропных веществ (ПАВ) в подростковой и молодежной среде.
2.2. Реализует мероприятия для обучащихся с проведением индивидуальной воспитательной работы и устранением условий для девиантного поведения, формирования зависимостей.
2.3. Ведет работу с родителями, направленную на:
-     информирование о случаях употребления обучающимися психотропных веществ, о целесообразности внутрисемейного контроля по данной проблеме;
-     выявление признаков девиаций в поведении и зависимостей;
-     профилактику социально-негативных явлений в семье;
-     формирование здорового образа жизни;
-    привлечение родительской общественности к активному участию впрофилактических мероприятиях.
2.4. Осуществляет первичное выявление обучающихся «группы риска», имеющих признаки различных отклонений в поведении и склонных к употреблению психотропных веществ, своевременное информирование о них родителей и принятие различных педагогических мер.
2.5. Информирует специалистов образовательного учреждения по методам и средствам предупреждения употребления психотропных веществ в подростковой среде, заслушивает классных руководителей (кураторов) на заседаниях консультационного пункта о работе с подростками, состоящими на учете и отнесенными в «группу риска».
2.6. Организует санитарно-профилактическую работу среди обучающихся согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.
 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Ведет диагностику (групповая, индивидуальная работа) на выявление обучающихся, склонных к аддитивному поведению. Осуществляет направление обучающихся «группы риска» на консультативный осмотр психолога, врача-нарколога.
3.2. Осуществляет систематический динамический контроль над обучающимися, в том числе взятыми на профилактический учет в образовательном учреждении.
3.3. Заслушивает классных руководителей (кураторов), педагогических работников на заседаниях консультационного пункта о работе с подростками «группы риска», о мероприятиях по формированию здорового образа жизни среди обучающихся, о работе с родителями.
3.4. Обращается с конкретными замечаниями и предложениями к администрации учебного заведения, направленными на улучшение профилактической работы всего коллектива.
3.5. Формирует подборку методической литературы для преподавателей, классных руководителей (кураторов) по профилактике социально-негативных явлений среди учащихся.
3.6. Поощряет инициативу социально-значимого проектирования учащейся молодежью посредством работы студенческого самоуправления.
3.7. Проводит мероприятия для обучающихся, родителей, педагогических работников по первичной профилактике табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем согласно плану работы консультационного пункта.
3.8. По заявкам классных руководителей (кураторов) привлекает к просветительской работе в сфере социально-негативных явлений специалистов здравоохранения, внутренних дел, юстиции и других заинтересованных сторон.
3.9. Обращается по принятию мер с проблемными семьями в соответствующие организации, предприятия, учреждения в целях охраны прав и здоровья детей.
3.10. Члены консультационного пункта обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, которые составляют служебную, а также иную тайну, определённую действующим законодательством.
 
4.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
4.1.   Профилактическая работа с обучающимися
4.1.1. Профилактическая работа со всеми обучающимися образовательного учреждения.
- Разработка и внедрение мероприятий, направленных на профилактикуупотребления психотропных веществ.
-  Подготовка и привлечение обученных добровольцев из числа обучающихся с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам спроблемами зависимости от психотропных веществ.
-  Внедрение обучающих программ-тренингов формирования жизненноважных навыков, активной психологической защиты для обучающихся.
- Внедрение     образовательных     программ,     ориентированных     на формирование ценностей здорового образа жизни.
- Внедрение превентивных образовательных программ, ориентированных на профилактику табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ- инфекции.
4.1.2. Индивидуально-групповая профилактическая работа с обучающимися «группы риска».
- Формирование и ведение банка данных подростков «группы риска».
-Исследование      информации,      поступающей      от      источников,      о несовершеннолетних,     склонных     к     зависимостям,     в     образовательном учреждении.
-   Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.
-   Консультирование.
-   Разработка программ мероприятий профилактической работы.
4.2.   Диагностическая работа с обучающимися
4.2.1.  Психологическая диагностика.
4.2.2.  Социально- педагогическая диагностика.
4.3.    Профилактическая работа с родителями
4.3.1. Обучение родителей выявлению признаков и симптомовупотребления табака, алкоголя, токсических веществ и наркотиков.
4.3.2.  Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизацииподростков.
4.4.    Организационно-методическая работа
4.1.1. Мониторинг деятельности консультационного пункта.
4.4.2.  Организация и учет работы консультационного пункта.
4.4.3. Организация обучающих мероприятий для специалистовобразовательных учреждений по методам и средствам профилактикитабакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфекции иинфекций, передающихся половым путем в подростковой среде.
4.4.4. Организация межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой (врач-нарколог), органами здравоохранения, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения, группами родительской поддержки.
 
5. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ И УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Консультационный пункт имеет паспорт установленного образца (приложение 1); план работы на учебный год (приложение 2); журнал протоколов заседаний; форму акта обследования подростка на предмет выявления признаков употребления психотропных и наркотических веществ (ПАВ) (приложение 3).
5.2. По итогам работы составляется годовой отчет по работе консультационного пункта; отчет по реализации программ, направленных на профилактику употребления ПАВ, ВИЧ-инфекции, ИППП (приложение 4);
5.3.  Консультационный пункт проводит не менее 4-х заседаний в год и ведет протоколы заседаний.
 
 
6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
6.1. Заместитель директора по воспитательной работе координирует деятельность всех сотрудников консультационного пункта, проводит заседания согласно годовому плану работы; осуществляет связь консультационного пункта с общественными организациями, пропагандирующими здоровый образ жизни; обеспечивает работу центров дополнительного образования в филиале для организации досуговой деятельности обучающихся; проводит профилактическую работу среди обучающихся и родителей.
6.2. Социальный педагог оказывает социально-педагогическую помощь и коррекцию обучающихся, имеющих проблемы в развитии и обучении с целью предупреждения     социальной     дезадаптации     и     вовлечения    в употребление психоактивных веществ; ведет документацию консультационного пункта (журнал протоколов заседаний); осуществляет взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами здравоохранения, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения, группами родительской поддержки.
6.3. Педагог-психолог оказывает психолого-педагогическую помощь родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей; ведет консультирование по способам контактного общения с подростками, употребляющими наркотические средства; обеспечивает приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.
6.4. Медицинский работник осуществляет связь с городским психоневрологическим диспансером; регулярно проводит медицинские осмотры (добровольное тестирование), с целью выявления обучающихся с признаками наркотической зависимости и постановки на учет обучающихся, употребляющих наркотические средства, а также обучающихся, относящихся к группе риска.
 
С момента утверждения настоящего Положения, Положение «О консультационном пункте «Нарко-НЕТ», утвержденное 07.10.2013г., считать утратившим силу.
Проект вносит
Заместитель директора по ВР
____________ А.М. Габдрахманова
«___»__________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНО  
Заместитель директора по УР
_____________Р.И. Хайбулина
«____»_______2015г.
Педагог-психолог
_____________Э.М. Козинцева
«____»_______2015г.
Социальный педагог
_____________О.П. Щербакова
«____»_______2015г.
Приложение 1
Паспорт консультационного пункта образовательного учреждения
1.1. Состав консультационного пункта
 
№ ФИО Должность Образование Статус в кабинете профилактики Контактные
координаты
(адрес, телефон)
  Заместитель директора по ВР   Председатель  
  Социальный педагог    секретарь  
  Медработник      
  Педагог-психолог      
  Классный руководитель (куратор)      
  Представитель
студенческого
самоуправления      
  Члены родительского комитета.      
1.2. Характеристика образовательного учреждения
 
1. Статус образовательного учреждения  
2. Адрес образовательного учреждения  
3. Руководитель образовательного учреждения  
4. Количество обучающихся общее, из них:  
4.1. 1 курс  
4.2. 2 курс  
4.3. 3 курс  
4.4. 4 курс  
Приложение 2
План работы консультационного пункта на учебный год
№ Мероприятие Сроки исполнения Ответственный исполнитель
Утверждение состава КП, плана работы на уч.год. сентябрь Председатель КП
Заседания консультационного пункта (КП) 1 раз в 2 месяца Председатель КП
Диагностическая работа по выявлению лиц, склонных к употреблению ПАВ октябрь Медработник, социальный педагог
Индивидуальные беседы медработника с классными руководителями постоянно Медработник
Обучение студентов - добровольцев в МБУ «Центр «Анти-СПИД» работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ, ИППП октябрь, апрель Социальный педагог МБУ «Центр Анти-СПИД»
Организация профилактической работы с группой риска по плану Социальный педагог, педагог-психолог
Психологическая диагностика студентов 1 курса с целью выявления студентов, склонных к девиантному поведению сентябрь-октябрь Педагог-психолог
Работа по вовлечению обучающихся группы «риска» в кружки, секции сентябрь Социальный педагог, классные руководители
Тематические классные и информационные часы по вопросам здорового образа жизни в течение года Классные руководители
Лекторий «Если хочешь быть здоров» в рамках Университета «Здоровье» для студентов 1 курса 3-я пятница месяца Специалисты МБУ «ЦМП», классные руководители
Лекции по планированию семьи и здоровому образу жизни 3-я пятница месяца Специалисты МБУ ГБ№2
Кинолекторий по профилактике асоциальных болезней ноябрь Соц.педагог, педагог-психолог, рук.ЦРТСС
Акция ко Дню борьбы со СПИДом декабрь Волонтеры, рук.ЦРТСС
Родительские собрания по вопросам здорового образа жизни 2 раза в год Классные руководители
Распространение информационных буклетов о вреде курения, наркомании, алкоголизма среди студентов и родителей январь, февраль Педагог-психолог, соц.педагог, фельдшер
Акции, спортивные мероприятия по пропаганде ЗОЖ март Предс. студсовета, руководитель ФВ
Анализ работы консультпункта за год. Планирование работы на след уч.год Май Председатель КП, члены КП

 Приложение 3
Акт
обследования подростка на предмет выявления признаков употребления психоактивных веществ (ПАВ)
Мы, комиссия, в составе:
Должность______________________ Ф.И.О._____________________________________
Должность______________________ Ф .И. О._____________________________________
Должность______________________ Ф.И.О._____________________________________
Составили акт о нижеследующем: 
Ф.И.О.учащегося___________________________________________________________
Дата рождения «____ »__________________   ________ г.
Адреспроживания__________________________________________________________
Образовательное учреждение___________________________ Группа_______________
Внешний вид обучающегося (состояние одежды, наличие повреждений, следы от внутривенных инъекций) _____________________________________________________
Жалобы:___________________________________________________________________
Поведение: (напряжен, замкнут, раздражен, возбужден, агрессивен, сонлив, заторможен) ________________________________________________________________
Настроение: (неустойчивое, резко меняется от веселого состояния до подавленного, благодушное, повышенное с неудержимой смешливостью, тревожное) ___________________________________________________________________________
Состояние сознания: (ориентировка в месте, времени, собственной личности)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая способность: (связанность изложения, нарушения артикуляции, смазанность речи, замедленная, несвязная, повышенная говорливость, неудержимое желание общаться) __________________________________________________________________
Вегетососудистые реакции: (состояние кожных покровов, слизистых языка, глаз, потливость, бледность, покраснение кожи, сухость слизистых, слюнотечение) ___________________________________________________________________________ 
Дыхание: (учащенное, замедленное) ЧДД_____________ ЧСС_____________
Температура тела______________ АД_______________ мм. рт. ст.
Зрачки: (сужены, расширены, реакция зрачков на свет)
 
Нистагм  
Мимика: (вялая, оживлена, гротескная)
Походка: (ровная, шатающаяся)
   
В позе Ромберга (устойчив, пошатывается, падает) ________________________________
Дрожание век, языка, пальцев рук______________________________________________
Запах алкоголя изо рта________________________________________________________
Сведения об употреблении психоактивного вещества (со слов)______________________
Другие данные медицинских осмотров или представленных документов:
Дата: «___ »_________________ 20___ г._____ ч._____ мин.
Место составления:__________________________________________________________
Подписи:       
Должность__________________________ (_______________ )
Должность__________________________ (_______________ )
Должность__________________________ (_______________ )
 Приложение 4
Реализация превентивных образовательных программ, направленных на профилактику употребления ПАВ, ВИЧ-инфекции, ИППП
 
Название программы Автор программы Утверждена (кем, когда) С какого времени реализуется Возрастная категория учащихся, охваченных
программой Общее количество учащихся данной возрастной категории в образовательном учреждении Количество учащихся, охваченных программой за
отчетный период ФИО ответственного, реализуемого
данную программу ПАВ - психоактивные вещества
ИППП - инфекции, передаваемые половым путем