Классный час Что рассказывает нам икона


Классный час на тему:
«Что нам рассказывает икона?»
Т.Н. Чаликова, учитель начальных
классов МБОУ СОШ№11 п. НовотерскийМинераловодского района
Ставропольского края
г. Пятигорск 2013 год
Классный час на тему «Что нам рассказывает икона?»
Задачи:
-обобщить знания о  святыне – иконе;
-вспомнить иконографию известных праздников;
-повторить церковнославянские буквы;
-познакомить с работой А. Рублёва над иконой «Троица»;
-рассказать об иконе Божьей Матери «Троеручница»;
-воспитывать духовно-нравственные качества;
-развивать речь;
-пробудить творческие способности.
Оборудование:
изображения икон, карточки с церковнославянскими буквами, карточки-названия добродетелей и страстей, рисунки с буквой «иже», части храма из цветного картона, аудиозаписи: Кедров «Отче наш», Кондак Покрову «Дева днесь предстоит», Григ «Утро», Чайковский «Вальс цветов».Ход:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Повторение
- Мы часто с вами говорим о культуре: о культуре поведения, о культуре нашего народа и народов Северного Кавказа, о памятниках культуры. Перед нами изображение памятника, который вы видели ещё в 1 классе, когда знакомились с буквами.
-Кому он посвящен? Правильно, Кириллу и Мефодию. А почему?
-В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык.
Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.
(Дети выходят с буквами и читают стихи).
«Аз» 
 Я старательно постилсяПеред причащением.  Я с сестрою помирился, Попросил прощенияУ Андрея и у Даши, И когда я причащался, То увидел: возле ЧашиДобрый Ангел улыбался.
«Буки» 
 С колокольни звон, звон - Благовест зовется он. Звони, мой колокол, звониЗови людей к себе, зови! Лети, лети благая весть, Что храм открыт и служба есть.
«Веди» 
 В нашем храме на Крещенье Было водоосвященье.Мы пошли с сестрицеюЗа святой водицею.Я не овощ в огороде,Я расту не просто так -Каждый день святую воду Выпиваю натощак!
«Глаголь»
 Месяц вышел, засиялСвод небесный полон стал Золотых горошин.И я тихо прошептал: «Это все Господь создал!Какой же он хороший!»
3. Сообщение темы и целей
-Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –
«Иже» 
 Есть икона дома –В доме мирно и светло.Дарит каждому иконаБлагодатное тепло.
-Вы, наверно, заметили, что сегодня у нас в классе много икон. (На доске своеобразный иконостас).Наша тема урока сегодня «Что нам рассказывает икона?» Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли в класс, иконы заговорят.
4. Работа по теме
Об иконе
-А что такое икона, кто помнит?
Икона – слово «греческое». Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только художественное изображение, это молитвенный образ. Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах. Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.
-У кого из вас дома есть иконы?
Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. (Учитель зажигает свечу, которая находится в красном углу класса). Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.
-А кто изображается на иконах?
Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.
-Как же появилась первая икона?
(Рассказ ученика) -В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
-Как называют людей, которые пишут иконы?
Правильно, иконописцы. Давайте оставим на доске только имена иконописцев 14-15 веков, с чьими иконами мы встречаемся на уроках.
Петр ЧайковскийФеофан ГрекАндрей РублевЛев ТолстойДионисий
(Звучит музыка Кедров «Отче наш». Под музыку учитель рассказывает.)Самая известная икона Андрея Рублева «Троица».
Давно это было: жил в монастыре икон Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом.
5. Физминутка
(Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»). 
Добродетели
-Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.
У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества).          Выберите из них добродетели и прикрепим их на доску.
Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.Иконы «Божьей матери».
Вы, конечно, заметили, что  много икон «Божьей Матери». Люди всегда с почтением относились к ней. Мы знаем много примеров чудотворного действия этих икон. Первый образ Богоматери был написан еще при жизни ЕЁ одним из учеников Иисуса Христа, которого звали Лука. По преданию, Матерь Божия, увидев свое изображение, сказала: «Благодать Родившегося от меня и Моя с этой иконой да будет».-Посмотрите внимательно и скажите, какая икона Богоматери отличается от других?
Икона Божией Матери «Троеручница».
В 8 веке вспыхнули гонения на православную веру. Начали люди уничтожать иконы, преследовать. Гнать, защищающих их христиан. Жил в то время в Сирии Иоанн Дамаскин. Он защищал иконы. А иконоборцы оклеветали его перед правителем (написали от его имени письмо с планом измены). Правитель приказал отрубить Иоанну руку. Иоанн попросил вернуть ему отсеченную руку. Дома, в молитве перед иконой Богородицы, он рассказал о несправедливости. Во сне ему предстала Богородица и сказала: «Ты исцелен. Трудись прилежно твоей рукой». Проснувшись Иоанн Увидел свою руку на прежнем месте. В память чуда, Иоанн приделал к иконе серебряное изображение руки. С тех пор икона Богородицы  называется «Троеручница».
Церковные праздники
А какие иконы узнали вы с изображением Церковных праздников? Расскажите о них.
«Рождество Богородицы».
Иоаким и Анна жили в Назарете. У них не было детей. Они молились Господу о рождении ребенка, пообещав посвятить его Богу. И господь даровал им дочь, которую они назвали Мария.
«Воздвижение Креста Господня».
Однажды византийский император Константин вступи в войну с римским императором. Войско Константина было слабее, и он обратился с молитвой о помощи к Богу, увидел на небе сияние креста с надписью: «Сим побеждай!».Мать Константина решила найти Крест Христов. На месте казни вырыли 3 креста. Стали прикладывать их к больной женщине. И от одного креста она исцелилась. Чтоб люди могли увидеть Крест господня, его воздвигли на возвышенное место. Отсюда название праздника: «Воздвижение Креста Господня».
Крест увенчивает купол Храма. Попробуйте из деталей собрать храм.
6. Закрепление изученного материала
Именная икона
-Каждый храм имеет свое название, А узнать название храма нам поможет именная икона. Она находится в храме на иконостасе справа от иконы Христа, после ворот. Давайте посмотрим отрывок фильма о соборах Московского Кремля. Запомните название храмов и назовите его именную икону.
- Успенский собор (Икона «Успение Пресвятой Богородицы»).
- Благовещенский собор (Икона «Благовещенье»).
- Архангельский собор (Икона «Архангел Михаил»).
- Собор Василия Блаженного (Икона «Покров Пресвятой Богородицы»). (Покровский)
-В нашем храме уже над входом икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Икона «Покров Богоматери» Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Минеральных Водах в Минеральных Водах
-Догадались, как он называется? (Покровский собор , Богородицкий собор)
-Давайте вспомним об этом празднике.
(Ученик) 14 октября Русская Православная Церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых и великих.
Это праздник в память события, произошедшего 1 октября 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Память об этом событии бережно хранится православным народом на протяжении всех десяти веков. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей великой измученной России.
(Звучит музыка «Дева днесь предстоит» Кондак Покрову). Учитель и 2 ученика читают по лицам стихотворение Кельша «Покров Пресвятой Богородицы».
В святом царе-граде творит патриарх.Во храме Влахернском моленье,С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,Прося то врагов избавленья.Пред Пречистой там к полу приникГлавою Андрей юродивый,И с ним Епифаний, его ученик,В молитве стоит молчаливо.Вдруг храм озарился небесным огнем,Великое чудо свершилось:Среди херувимов, в величьи святомПречистая Матерь явилась.Молящихся в храме усердно людейПокрыла она омофором…«Ты видишь ли, видишь ли?» - вскрикнул Андрей,И молвил ему Епифаний в ответ:«Да, отче: Пречистая ДеваПокровом своим нас спасает от бедИ вражьего страшного гнева».И, бросил лагерь свой, злой сарацинБежал из под стен Цареграда - Набегу неверных, свирепых дружинПредстала незримо преграда.Издревле Христов непреложный закон Принявши из рук Византии,И мы с незапамятных, древних времен Все молимся Деве Марии.
Найдите на иконе Андрея и Епифания. А кто изображен в центре иконы? Что вы знаете о Романе Сладкопевце?
7. Творческая работа
-Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение:
Белый – нравственная, чистаяЧерный – тьма, злые силыКрасный – огонь, жизньЗеленый – символ жизни на ЗемлеБагровый – знак величияГолубой – цвет небесной истины-Раскрасьте выданную вам букву «ИЖЕ».
8. Итог
-Вот и подошел к концу наш классный час. Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал, что…
- Сегодня я понял, что…
- Сегодня я почувствовал, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
-Я хочу подарить вам, ребята, иконки. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконке.