Конспект урока по музыке на тему Живописная особенность музыки И.Ф. Стравинского в балете Петрушка
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Районный конкурс
профессионального мастерства
молодых педагогических работников
«Педагогический дебют – 2016».
Номинация
«Молодой учитель – 2016»
Конспект урока по музыке,
проведенного 18. 03. 2016 г. в 4 «Б» классе
МКОУ СОШ №9
Тема урока: «Живописная особенность музыки И. Стравинского в балете «Петрушка».
Выполнила учитель музыки
Татаренко Алена Александровна
Россошь
2016
Тип урока: Комбинированный
Тема полугодия: «В музыкальном театре». Урок №25.
Базовый учебник: Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 4 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
Цель: Формирование представления о живописных возможностях симфонического оркестра на примере фрагмента балета И. Стравинского «Петрушка».
Задачи:
Образовательные:
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
Учить находить главную мысль, формулировать ее.
Учить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.
Познакомить обучающихся с традициями Масленичных гуляний на Руси.
Выявить особенности колорита картины Б. Кустодиева и музыкальной палитры балета И. Стравинского «Петрушка».
Развивающие:
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать умение анализировать, систематизировать.
Развивать внимание, логическое мышление, память.
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
№ п/п Содержание урока Дозировка по времени
1. Самоопределение к учебной деятельности 1 мин
2. Актуализация опорных знаний 2 мин
3. Определение темы урока, целеполагание 1 мин
4. «Открытие» новых знаний 6 мин
5. Физминутка1 мин
6. Работа над песней 6 мин
7. Итог 2 мин
8. Рефлексия 1 мин
Планируемые результаты Метапредметные:
Личностные УУД:
Формировать способность к самооценке, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД:
Овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их.
Формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи.
Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;
Формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметные:
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
Проявление интереса к новому содержанию занятия.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Организация пространства Эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа в парах.
Методы обучения Словесные, наглядные, практические.
Виды организации деятельности учащихся на уроке: Совместная деятельность по достижению цели урока.
Творческие задания.
Работа в группах.
Работа в парах.
Музыкальная пауза.
Фронтальный опрос.
Практическая деятельность.
Ход урока:
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся УУД
Самоопре-деление к учебной деятельнос-тиРовно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок. Регулятивные УУД- волевая саморегуляция.
ЛичностныеУУД: - смыслообразова-ние (Я должен посмотреть…)
Актуали-зация опорных знаний Ребята, наш урок я хочу начать с загадки:
Мой веселый колпачекСдвинут лихо на бочок
Я – забавная игрушка
А зовут меня…
Наш добрый друг Петрушка –
Веселая игрушка
И пляшет и поет
На праздник всех зовет
Скажите, а где мы можем встретить этого веселого героя, на каких праздниках?
Ребята, Петрушка для вас приготовил вопросы
Что провожает Масленица?
Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?
Отрезок времени в течение которого празднуется масленица.
Что встречает Масленица?
В каком месяце празднуется Масленица?
Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков. Петрушка
В театре кукол, на городских праздниках, на
Масленичных гуляниях.
Осень
Зиму
Весну
Холодец
Блины
Щи
3 дня
1 день
7 дней
Осень
Лето
Весну
Июнь
Март
Сентябрь
Познавательные УУД: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические УУД: - анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные УУД:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Коммуника-тивные УУД
Опреде-ление темы урока, целеполагание
Ребята, с помощью чего можно передать красоту народного гуляния?
Сегодня на уроке мы и постараемся узнать, можно ли передать с помощью искусства красоту народного масленичного гуляния?
С помощью изобразительного и музыкального искусства.
Регулятивные УУД:
- целеполагание , как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
«Откры-тие» новых знаний
Игра
«Ма-ленькие компози-торы»
Работа по рядам
(в парах) Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.
Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?
Краски, каких цветов он использовал для этого?
Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?
Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?
Давайте представим с вами, что мы маленькие композиторы.
У каждого ряда есть своя музыкальная палитра, которая лежит у вас на парте.
1 ряд. Вам нужно сравнить музыкальные инструменты с различными звуками масленичного гуляния и определить соответствия.
(Приложение 1)
2 ряд. Вам нужно сравнить героев кукольного представления с музыкальными инструментами.
(Приложение 2)
Проверка.
Какие вы замечательные композиторы! Веселье, радость, восторг, бодрость…
Желтый, голубой, красный, белый, …
Звучит.
Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.
Кукольный театр- шарманка.
Тройка лошадей – бубенцы.
Шум толпы – медные духовые.
Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта.
Общеучебные УУД:
-моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникатив-ные УУД
Познавательные УУД- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуществен-ных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения.
Слуша-ние балета «Пет-рушка»
Прос-мотр видеоф-рагментаРебята, мы уже с вами сказали, что гуляние можно передать с помощью изобразительного и музыкального искусства.
А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую всю широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка».
А сейчас закройте глаза представьте народное гуляние и послушайте отрывок из балета.
Что представили?
Давайте теперь посмотрим фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.
Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?
Ребята, скажите, а что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?
Давайте вспомним, чем каждый из них добивался этой яркости?
Какая проблема звучала в начале урока?
Докажите, что симфонический оркестр может быть так же живописен, как картина. Нар. гул.
786693204880033812020488
ИЗО Музыка
Слушают отрывок из балета
Ответы детей
Смотрят видеофраг-ментДа, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.
Яркость, выразительность.
Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.
Можно ли передать с помощью искусства
красоту народного масленичного гуляния?
Ответы и размышления детей.
Физми-нуткаВыполнение упражнений под музыку. Личностные УУД:
- физические упражнения как смена вида деятельности, позволяющие учащимся отдохнуть.
Разучи-вание песни Мы с вами просмотрели отрывок из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» и увидели там народное гуляние. Давайте представим, что мы на гулянии и послушаем русскую народную песню «Блины».
1.Слушание песни
Давайте послушаем песню.
2.Анализ песни.
Понравилась ли вам песня?
Какое настроение вызвала у вас песня?
Какая песня по характеру?
3.Распевание
Но прежде чем мы начнем, необходимо сделать зарядку своему голосовому аппарату.
(Напоминание о певческой посадке.) (слова текста песни на столах)
4.Непосредственное разучивание песни с плюсом.
5.Исполнение припева и куплета песни хором.
Ребята, скажите, можно ли считать эту песню плясовой, хороводной? Докажите?
Что такое хоровод?
Давайте встанем в хоровод и исполним эту песню. Слушают песню.
Впечатления и ответы детей.
Веселая, быстрая…
Выполнение распевки.
(Вверх иду я по ступенькам, вниз иду я по ступенькам)
Да, … Личностные УУД:
-выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Коммуникатив-ные УУД:
-участие в коллективном пении.
Познавательные УУД:
-формирование умения излагать свою точку зрения;
-развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Итог Ребята, наш друг Петрушка хочет узнать, что вы узнали сегодня на уроке. А чтобы проверить ваши знания он приготовил для вас интересный кроссворд.
Кто написал картину Масленица?
Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?
В каком месяце празднуется Масленица?
Кто написал балет «Петрушка»? Кустодиев
Блины
Март
Стравинский Познавательные УУД:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов
деятельности Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей
учебной деятельности
Реф-лексияУ вас на столе лежит бумажная голова Петрушки, но посмотрите на него. Чего у него не хватает?
Посмотрите, рот лежит у вас на столе.
Будет он улыбаться или может быть он опечален… вы решите сами….
Если урок был для вас полезен и интересен, тогда пусть ваш Петрушка улыбается, а если вы огорчены и урок не принес вам ничего полезного и нового, тогда пусть у вашего Петрушки будет грусть на лице… У Петрушки не хватает рта.
Самос-тоятельная работа. Личностные УУД:
-интерес к различным видам творческой деятельности.
Приложение 2
Петрушка Треугольник
Балерина Флейта
Фокусник Бубен
Приложение 1