Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир, в котором мы живем 
Заветинский район село Заветное
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение 
Заветинская средняя общеобразовательная школа №1    
Рабочая программа
 по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Мир, в котором мы живем»
5  Б класс
Курилова Татьяна Васильевна
  2016-2017  уч. г.
Пояснительная записка
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с  формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении. 
    Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение,  способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.  Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.   
     Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
     Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.     
Общая характеристика программы:
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю,  заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
    Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер. 
     Направление программы – социальное.
     Объем программы –  34 часа.
Цель программы:
Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. 
Задачи:
развитие и приобретение  учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  -  для формирования здорового образа жизни. 
создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве. 
Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты,  фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни, 
-  уважительное отношение к иному мнению, 
-  положительное отношение к школе,
-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, 
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, 
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
 -  сформировать эстетические ценности и чувства, 
-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
-   сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные  универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-   принимать и сохранять учебную задачу,
-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
-   задавать вопросы,
-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
-  формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 
Познавательные универсальные учебные действия
 В результате освоения программы обучающиеся научатся:
-    слушать и понимать речь других людей,
-    работать по предложенному учителем плану,
-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
-    строить сообщения в устной и письменной форме,
-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
-    обобщать,
-    устанавливать аналогии,
-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание и форма занятия
Сентябрь
05.09
Школьная жизнь по правилам. Выборы актива класса
Беседа с учащимися. Выборы в органы самоуправления в классе.
12.09
Правила поведения в походе
Туристический поход
19.09
Юбилей малой Родины – 170 лет с. Заветному и 90 лет – Заветинскому району.
Беседа с учащимися.
26.09
Акция ко Дню пожилого человека.
Изготовление поделок. Коллективное творческое дело. 
Октябрь
03.10
Организация поздравлений ко Дню Учителя.
Изготовление поздравительных открыток
10.10
Неделя Естествознания
Изготовление поделок из природных материалов.
17.10
Дом, в котором я живу.
Экскурсия по селу.
24.10
Главные праздники страны «День примирения и согласия»
Беседа. 
Ноябрь 
07.11
Чему учит история родного села.
Посещение школьного музея.
14.11
Акция «Подарок любимой маме» 
Изготовление поделок. 
21.11
Акция «Береги книги»
Поход в школьную библиотеку.
28.11
Какой я?
Беседа. Рассказы детей.
Декабрь 
05.12
Мы дети твои, дорогая –Земля.
Беседа о бережном отношении к природе. Конкурс рисунков.
12.12
День прав человека.
Беседа. 
19.12
Акция «Забота о птицах».
Изготовление кормушек. 
26.12
Акция «Новогодняя открытка».
Изготовление новогодних украшений для зала. Украшение класса.
Январь
16.01
Зимний сад.
Экскурсия по зимнему парку села.
23.01
Акция «Книжкино новоселье».
Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке.
30.01
Семейные традиции.
Семейный праздник.
Февраль 
06.02
Акция «Добрые дела и поступки»
Беседа и рассказы детей.
13.02
Акция «Забота о птицах».
Изготовление кормушек.
20.02
«Есть такая профессия -Родину защищать!»
Поздравление мальчиков. 
27.02
Профессии наших родителей.
Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.
Март 
06.03
«Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»
Поздравление девочек.
13.03
Я – гражданин России.
Беседа. 
20.03
Акция «Чистый дом»
Уборка и благоустройство кабинета.
Апрель 
03.04
Добрые дела для моего класса
Разведение комнатных цветов.
10.04
Акция «Дарим добро»
Сбор игрушек для дет.сада.
17.04 – 24.04
Акция «Чистый двор»
Уборка и благоустройство школьной территории.
Май 
08.05
Акция «Поздравь ветерана»
Поздравления ветеранов с Днем победы.
15.05
Акция «Цветы для школьного двора»
Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора.
22.05
Знакомство с традициями нашего края.
Беседа.
29.05
Это кто шагает в ряд?...
Экскурсия по селу.
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор, 
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
15