Планета, на которой мы живём
Дата:
Образовательная область: Познание
Тема: Планета, на которой мы живём / познавательное занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: Помочь детям увидеть мир как экологическую систему, углубить гуманитарное содержание понятия «дом», «планета», развивать личностное отношение к ним как к ценности, показать детям, что все на планете взаимосвязано / люди, птицы, звери, насекомые, растения и т.д. /. Воспитывать начала экологической культуры.
Ход занятия
Художественные речевые занятия:
Рисование.
«Моя планета - Земля».
Развитие речи.
«Портрет моей улицы» / составление рассказа /
Математика.
«Путешествие по планете Земля».
Трудовая деятельность:
Оформление книги «Кто живёт на нашей планете?»
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».
Дидактическая игра «Кто где живёт?». Закрепить представление о животных, местах их обитания.
Художественная литература:
«Жизнь леса» Ю. Жиганов
Дата:
Образовательная область: Социум
Тема: Во саду ли, в огороде / викторина /
Раздел: Основы экологии
Цель: Расширять представления о растениях сада, огорода; закрепить знания об овощах,
фруктах. Формировать представления о растительных сообществах / садовые, огородные
/. Учить детей не нарушать природные сообщества, любоваться дарами природы, разумно
ими пользоваться.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Лепка.
«Дары осени».
Развитие речи.
Придумывание сказки на тему «Приключения огуречика в осеннем лесу».
Трудовая деятельность:
Сбор урожая на огороде.
Уборка и обработка почвы.
Сбор, заготовка семян.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Дидактическая игра «Угадай на вкус», «Отгадай по контуру».
Учить угадывать овощи и фрукты.
«Магазин семян» / группировать растения по месту произрастания /.
Дата:
Образовательная область: Познание
Тема: Как растения готовятся к зиме / интегрированное занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: Уточнить представления о растениях Актюбинской области / одуванчик, тысячелистник, пижма, ковыль, ромашка, подорожник /; показать зависимость жизни растений, приспособленность растений к зимним условиям жизни.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Рисование.
«Осенние растения».
Развитие речи.
Составление рассказа «Путешествие семени».
Трудовая деятельность:
Сбор различных видов семян. Изготовление из семян поделок, панно для группы.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян».
Дидактическая игра «Чей цветок?». / учить по соцветиям узнавать деревья или кустарники/.
«Что лежит в твоей руке?» / определять на ощупь плоды и семена растений /.
Художественная литература:
В.Бианки «Лесная газета».
Г.Граубин «Почему осенью листопад»
В. Разева «Славная осень».
Дата:
Образовательная область: Социум
Тема: Куда исчезли насекомые / поисковое занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: закрепить представления о приспособительных особенностях насекомых и условиях их обитания / цветы, способ передвижения, защита от врагов /.
Расширить представления о развитии насекомых / яйца, гусеница, кокон, куколка /, их жилищах и способах зимовки / улей, муравейник /.
Воспитывать интерес к насекомым.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Рисование.
«Сказочная бабочка».
Развитие речи.
Составление рассказа «История бабочки-капустницы».
Решение речевых логических задач «Кто где зимует?»
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Угадай чей домик».
Закрепить представления о домиках насекомых.
Художественная литература:
И.Сладков «Плясунья», «Бабочка под землёй».
Н.Некрасов «Стрекоза и муравей».
·
Дата:
Образовательная область: Познание
Тема: Хлеб всему голова / поисково-познавательное занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: Уточнить представления о последовательности этапов выращивания хлеба, формировать логическое мышление в поиске ответа на вопрос «Почему хлеб всему голова?».
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Развитие речи.
Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл».
Рисование.
По пословице «Худ обед, когда хлеба нет».
Трудовая деятельность:
Изготовление из муки печенья.
Сбор колосков пшеницы на участке.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Что перепутал художник?».
Различать профессии хлеборобов.
«Чей колосок?»
Уточнить представления о зерновых культурах.
Художественная литература:
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
И. Беликова Стихи о хлебе.
Дата:
Образовательная область: Познание
Тема: Как животные готовятся к зиме / познавательное занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: расширить представления детей о диких животных, их приспособительных особенностях, закономерностях и связях их жизни / похолодание, пища, особенности сезонной жизни/. Подвести детей к выводу о том, что вести активный образ жизни зимой могут только те животные, которые могут добывать себе пищу.
Воспитывать интерес к животным.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Рисование.
«Белочкина кладовая».
Лепка.
«Медведь».
Развитие речи.
Придумывание сказки «Приключения лисёнка в лесу».
Трудовая деятельность:
Изготовление объёмных фигурок животных из бумаги для игр и драматизаций.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Зоологическое лото».
Учить узнавать диких животных.
«Зоошутка»
Узнавать животных по отдельным признакам.
Художественная литература:
И. Соколов-Микитов «Беляк», «Ёж», «Медведь», «Всяк по-своему».
Г. Скребицкий «Всяк по-своему».
Е. Чарушин «Что за зверь?».
Дата:
Образовательная область: Социум
Тема: Беседа о зимующих и перелётных птицах
Раздел: Основы экологии
Цель: показать детям взаимосвязь между состоянием погоды, наличием насекомых, растений с образом жизни птиц / насекомоядных, зерноядных/; расширить представления о перелётных птицах Актюбинской области / утки, лебеди, ласточки, скворцы, грачи и др./, закрепить понятие «зимние гости» / синица/.
Формировать желание помогать и подкармливать птиц.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Развитие речи.
Творческое задание «Что бы ты пожелал перелётным птицам».
Лепка.
Птицы.
Рисование.
«Прощай, перелётныё друг».
Трудовая деятельность:
Сбор семян для кормления птиц.
Изготовление кормушки.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Чей хвост?», «Чей клюв?»
Уточнить представление о различных видах птиц.
«Зоологическое лото» / птицы/.
Художественная литература:
В. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу?»
М. Пришвин «Гости»
В. Бианки «Сова»
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Дата:
Образовательная область: Познание
Тема: Что такое воздух? / познавательное занятие /
Раздел: Основы экологии
Цель: расширять представления детей о неживой природе; на основании опытов показать детям значение воздуха в жизни, показать возможность ощутить и увидеть воздух. Научить детей элементарным опытам с воздухом.
Учить детей логически мыслить.
Ход занятия
Худ.речевые занятия:
Развитие речи.
Составление рассказа «Воздух вокруг нас».
Рисование.
«Сказочная страна без воздуха».
Трудовая деятельность:
Уход за комнатными растениями.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Найди и поймай воздух».
Учить находить и видеть воздух вокруг себя.
Художественная литература:
Н.Сладков «Искатели воздуха»
15