Конспект урока по теме Упрощение выражений (математика, 5 класс)

Конспект урока
Аттестуемый педагог: Овчинникова Т. А.
Место работы: МБОУ «Гимназия № 32» г. Иванова
Предмет: математика
Тема урока: Упрощение выражений (2 урок из 4 программных уроков на упрощение выражений по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович)
Класс: 5
Цель урока: создать условия для вторичного осмысления уже известных знаний, выработки умений и навыков по их применению
Задачи урока:
- образовательные (закрепление ранее сформированных навыков и осуществление формирования новых специальных умений),
- развивающие (развитие логического мышления, памяти; развитие эмоциональной сферы учащихся; развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика; развитие рефлексивных умений)
- воспитательные (развитие у учащихся чувства достоинства за свою страну, способностей к преодолению трудностей)
Тип урока: нетрадиционный урок (закрепление ранее сформированных навыков и выработка умений по их применению)
План урока:
I. Организационный момент – 3 минут
II. Актуализация знаний – 15 минут
III. Пауза – 2 минуты
IV. Применение изученного ранее материала – 15 минут
V. Домашнее задание – 3 минуты
VI. Рефлексия – 2 минут

Этапы урока
Содержание урока

1
Организационный момент:
- старт урока;
- установление взаимодействия между всеми субъектами УВП на уроке;
-мотивация учебной деятельности
Цели для учащихся:
- настроиться на работу в рамках урока;
- установить эмоциональный доверительный контакт с учителем и с друг с другом;
- успокоиться, снять эмоциональное напряжение
Цели для учителя:
- создать благоприятную психологическую атмосферу урока;
- создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке
Методы организации работы:
беседа, использование ИКТ
Форма организации работы: фронтальная

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Снятие эмоционального напряжения, установления доверитель-ного контакта, ввод темы урока (использование 1 и 2 слайда).
Ребята, сегодня мы продолжаем разговор, который начали на прошлом уроке, разговор об упрощении выражений. Урок пройдет в не совсем традиционной форме. Дело в том, что 8 ноября по старому стилю или 20 ноября по новому стилю исполняется 300 лет русскому ученому, который с исключительным успехом развивал в России передовую науку.



2
Актуализация знаний.
Цель для учащихся:
- решение проблемной ситуации;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- узнать имя, отчество, фамилию ученого, даты его жизни и творчества, характерные ему черты;
- вспомнить термины и правила, изученные ранее
Цель для учителя:
- включить всех учащихся в работу;
- воспроизвести необходимые для работы знания учащихся;
- оценить уровень подготовки учащихся, скорректи-ровать их знания;
- развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой и парной работы учащихся;
- кратко познакомить учащихся с жизнью, творчест-вом М.В. Ломоносова, с его характерными чертами;
- развитие эмоциональной сферы учащихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ
Методы организации работы:
использование игровой технологии, использование проблемных заданий, взаимоконтроль при представ-лении результатов работы группы, использование ИКТ
Форма организации работы:
работа в группах, работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Актуализация знаний по ранее изученным темам (3 – 12 слайды)
Задание 1. Расшифруйте имя, отчество, фамилию этого великого ученого (работа по группам).
1 ряд 2 ряд
Л. (28 – 14 ) : 2 А. 22 – 36 : 3
А. (39 + 38) : 7 Е. 7 * 14 – 58
И. 17 + 8 + 23 С. 13 * 6 – 24
М. 4 * 18 – 64 Л. (48 + 3) : 3
Х. 56 : 8 + 5 В. 12 * 6 – 2
8
48
12
11
48
7








Ь. 70 – 35 * 2
Ч. 8 + 35 : 5
И. 64 : 2 – 16
70
10
54
16
17
0
40
70
16
15














3 группа
О. (28 + 32) * 2
Н. 360 : (57 – 21)
В. (18 + 31) : 7
Л. 51 – 16 * 3
С. 18 * 4 : 9
М. 3 * (17 + 13)

3
120
90
120
10
120
8
120
7












Подведение итогов работы каждой группы.
1 группа - Михаил, 2 группа - Васильевич, 3 группа - Ломоносов.
Задание 2. Откройте окошко - одну из дат жизни и творчества М.В. Ломоносова (работа в парах).
( + 300 = 2011
( - 730 = 1000
17380 : ( = 10
100 ( ( = 174500
( ( 2 = 3508
( : 2 = 879
2763 - ( = 1000
Подведение итогов работы каждой пары.
1 пара ( = 1711 – год рождения
2 пара. ( = 1730 – год отправления в Москву
3 пара. ( = 1738 – первое научное открытие

4 пара. ( = 1745 – профессор Петербургской Академии наук, первая в России публичная лекция на русском языке
5 пара. ( = 1754 – строительство первой фабрики цветного стекла, изготовление мозаик, проект учреждения первого в России университета
6 пара. ( = 1758 – руководитель Географического департамента Академии наук, выпуск книги «Российская грамматика»
7 пара. ( = 1763 – член Академии художеств, составление «Полярной карты»
Задание 3. Вставьте знак арифметического действия, чтобы было верное равенство, узнаете характерные черты М.В. Ломоносова (индивидуальная работа с карточками, на которых изображены знаки арифметических действий).
3a ( 2a = 5a, 9x ( x = 10x
Рефлексия. Знак «+», 1 характерная черта - сила, смелость, свободный нрав, деловитость, сообразительность
7x ( 4x = 3x, 9y ( y = 8y
Рефлексия. Знак «-», 2 характерная черта - несокрушимая воля и охота к знанию
8m ( 3 = 24m, 15 ( c = 15c
Рефлексия. Знак «*», 3 характерная черта - исключительная способность к теоретическому мышлению
Задание 4. Теоретический опрос (фронтальная работа)
Вернемся к выражению 3а + 2а = 5а.
1. Как называется в математике переход от выражения 3а + 2а
к выражению 5а?
2. Почему этот переход назвали упрощением выражения?
3. Как в этом случае называются числа 3, 2 и 5?
4. Как в этом случае называется буква а?
5. Объясните, что мы делаем при упрощении выражения в данном случае
6. Какой математический закон позволяет выполнить упрощение
выражения в данном случае?






4
Пауза.
Цель для учащихся:
- отдохнуть
Цель для учителя:
- снять напряжение;
- кратко обратить внимание на места, связанные с именем М.В. Ломоносова;
-развитие эмоциональной сферы учащихся через применение ИКТ
Методы организации работы:
использование ИКТ
Форма организации работы:
фронтальная
Показ мест, связанных с именем Ломоносова (слайд 13).



место рождения - деревня Мишанинская Архангельской области
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
отправление в Москву с рыбным обозом
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Славяно-греко-латинская академия в Москве
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
дом в Германии, в котором Ломоносов во время учебы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Петербургская Академия наук

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
первая Химическая лаборатория
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
портрет-мозаика Петра I
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
мозаика «Полтавская баталия»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Московский университет









могила Ломоносова в Александро-Невской Лавре


4
Применение ранее изученного материала.
Цель для учащихся:
- настроиться на работу,
- внутренне замотивировать себя на работу и личност-ный успех,
- решение проблемной ситуации,
- применить изученный ранее материал в измененной ситуации
Цель для учителя:
- создать условия для мотивации каждого учащегося на уроке,
- обеспечить применение изученных ранее знаний в измененной ситуации
- развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп
Методы организации работы:
использование проблемных заданий, использование ИКТ
Формы организации работы:
фронтальная, самостоятельная
Подведение к применению.
За 25 лет М.В. Ломоносов изобрел и усовершенствовал около 100 различных приборов, которые прочно вошли в практику еще при жизни их создателя и не потеряли своего значения в наши дни.
На прошлом уроке мы говорили об упрощении выражений, можно ли это использовать на практике.
Задание 5. Устно найдите значение выражения 25y +15y при y = 7.
Объясните как выполняли задание.
Существует ли другой способ выполнения задания?
Какой способ удобнее?
Примечание. Перед нахождением значения буквенного выражения его надо сначала, по возможности, упростить
Задание 6. М.В.Ломоносов сделал по n научных открытий в изобразительном искусстве и в химии; в астрономии и физике – в 6 раз больше; в геологии, географии, литературе – в 7 раз больше. Сколько всего научных открытий сделал Ломоносов? Составьте буквенное выражение и найдите его значение при n = 1.
Решение.
n + n + 6n + 7n = 15 n (открытий)сделал Ломоносов
Если n = 1, то 15n = 15 * 1 = 15
Задание 7. Устно решите уравнение 32 x – 12x = 100
Объясните как выполняли задание.
Существует ли другой способ выполнения задания?
Примечание. Перед решением уравнения буквенные выражения, входящие в него, надо сначала, по возможности, упростить
Задание 8. Известно, что М.В. Ломоносов 5 лет из своей жизни провел заграницей. Из них x лет он путешествовал по Германии и Голландии, а перед этим в 4 раза больше учился в Германии. Сколько лет путешествовал и учился заграницей М.В.Ломоносов? Решите задачу с помощью уравнения.
1) x лет путешествовал, 4х лет учился заграницей, всего 5 лет
2) Составление уравнения х + 4х = 5
3) Решение уравнения: 5х = 5
х = 5 : 5
х = 1
Если х = 1, то 4х = 4
Ответ: М.В. Ломоносов путешествовал 1 год, учился 4 года заграницей.






5
Домашнее задание.
Цель для учащегося:
- используя текст параграфа 15 закрепить и пополнить полученные на уроке знания,
- обязательно выполнить задания 1 уровня,
- постараться выполнить задание 2 уровня,
- при наличии времени и при желании выполнить задание 3 уровня
Цель учителя:
- обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания,
- создать условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися
Методы организации работы:
творческое задание
Формы организации работы:
Дифференцированная

Домашнее задание.
1 уровень (обязательный): § 15, № 248 (в, г), 249 (1 столбец)
2 уровень (уровень на оценку «4» и «5»): № 255
3 уровень (необязательный): из букв слова «упрощение» составить всевозможные слова


6
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для учащегося:
- в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме,
- выстроить индивидуальную траекторию развития по изученной теме
Цель для учителя:
- подвести итоги урока,
- построить траекторию дальнейшей работы по освое-нию темы для каждого учащегося
Подведение итогов, рефлексия.
Учитель задает вопросы и просит карточками со знаками «+» и «-» отреагировать на поставленные вопросы.
Вопросы: Нужна ли нам операция упрощение выражений?
Надо ли ее изучать, говорить о ней?
Вы согласны с тем, что М.В. Ломоносов был великим
ученым?





15