Урок по музыке Широкая Масленица


МОУ Мулянская средняя общеобразовательная школа
Урок музыки
В 3 -7 специальных коррекционных классах 8 вида.
«Широкая Масленица»
Урок подготовила:
педагог С(К)К 8 вида
Авилова Татьяна
Николаевна
с. Мулянка 2008 гЦели и задачи:
Образовательные: знакомство учащихся с русским народным праздником «Масленица», с его традициями, обычаями, обрядами и музыкальным фольклором;
совершенствование умений выполнять различные операции, используя интерактивную доску.
Коррекционные: развитие и коррекция познавательных процессов у детей (внимания, памяти, певческих навыков, развитие эмоциональной сферы, отдельных мыслительных операций, развитие связной речи) через формирование умения выполнять различные операции на интерактивной доске, чтение и анализ текстов, певческие навыки через прослушивание, исполнение песен.
Воспитательные: формирование деловых межличностных отношений между учащимися, учащимися и учителем, воспитывать бережное отношение к своей национальной культуре.
Оборудование: интерактивная доска для более качественного изложения и усвоения материала, музыкальный центр.
На перемене перед уроком звучит фольклорная народная песня «И дорогая, ты, наша я масленица»
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель. – Сегодня у нас не совсем обычный урок. А необычен он тем, что на уроке мы будем не только петь и изучать фольклорные песни, но и познакомимся с обычаями, традициями и обрядами самого главного весеннего народного праздника. А как он называется, вы должны будете отгадать, прослушав стихотворение – загадку, его последнее слово – отгадку произнесете все вместе дружно вслух:
2 слайд.- Эй, хозяюшка,
Красно солнышко,
Вставай с печи,
Да гляди в печь,
Не пора ли блины печь?
Скоро ночь пройдет,
Небо прояснится,
Наступает широкая Масленица.
Слово отгадку – масленица - угадав, дети записывают на интерактивной доске сами.
2 этап. Тема и задачи урока.
3 слайд. Фронтальная работа с классом. «Здравствуй, широкая Масленица!» заголовок и картина с изображением зимних забав.
Сообщение темы и задач урока.
Учитель: - Правильно, главный весенний праздник в России – Масленица. Справляется масленица за 7 недель до пасхи, чаще всего приходится на конец февраля или начало марта.
Слайд 16. Текст песни «Широкая масленица».
Учащиеся поют песню.
4 слайд. Фронтальная работа с классом.
Учитель: Сейчас я вам, ребята, расскажу об истории праздника, а вы внимательно слушайте, так как после вы будете отвечать на очень сложные вопросы.
По народным традициям праздновали Масленицу целую неделю.
Учащиеся: слушают учителя.
3 этап. Объяснение нового материала.
5,6 слайд. Репродукции картин о Масленице. Фронтальная работа с классом.
Учитель: Отличительной особенностью этого праздника являются массовые гуляния, потехи, да забавы, а именно: ярмарка с разнообразными товарами, с вкусными горячими блинами, а блины – то с разными начинками: с творогом, с поджаркой, медом да вареньем и т.д.
Учащиеся: смотрят на репродукции картин и слушают учителя.
Учитель: … с катанием с гор на санях, катанием на лошадях. Ребятишки, приготавливая к масленице ледяные горки, поливали их водой и приговаривали:
7 слайд. Фронтальная работа с классом.
Учитель:
Приезжай ко мне в гости, Масленица
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Учащиеся: читают вслух стихотворение вместе с учителем со слайда.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, из чего мастерили Масленицу? Почему Масленицу наряжали в женскую одежду?
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Действительно, мастерили куклу масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно с песнями возили по деревне. А в некоторых местах дети лепили из снега снежную бабу, которую тоже называли масленицей, сажали ее на санки, скатывали с горы со словами – закличками.
Учитель: - А как вы думаете, масленицу закликали громко или тихонечко?
- Громко!
- А почему?
- Голос посылали вдаль, для того, чтобы природа услышала их голоса и выполнила их просьбу, скорее весна приходила, тепло приносила.
Учитель обращает внимание учащихся на стихотворение на 7 слайде и показывает, как нужно закликать масленицу.
Учитель: - Давайте попробуем послать свой голос природе, чтобы скорее весна пришла.
Затем учащиеся вместе с учителем закликают масленицу.
Учитель: Давайте вспомним другие заклички масленицы, какие вы знаете.
Учащиеся по очереди закликают весну и масленицу:
Весна, весеница, красная девица,
Приходи к нам с гор покататься
Да в блинах поваляться.
Голосена, голосена,
Дай мне голос на всю весну.
Учитель: - А еще, ребята, скатывали с горы младенца – грудного ребенка. Его плотно запеленывали, папа брал его на руки, садился на санки и съезжал с горы. Считалось, что природа должна отдать свои силы малышу, скатить с горы, значит «вкатить» ребенка в жизнь, «скатится, значит, будет жить».
8 слайд. Зимние забавы. Фронтальная работа с классом.
Учитель обращает внимание детей на экран и спрашивает «Какие еще зимние забавы вы знаете?»
Учащиеся: вспоминают зимние забавы, рассказывают о тех, в которых принимали участие.
4 этап. Закрепление материала.
9 слайд. Фронтальная работа с классом.
Учитель: - что являлось самой главной едой на масленице? Отгадайте загадки.
На сковородку наливают, вчетверо сгибают.
Масляный, блестящий с корочкой хрустящей. (Блин.)
На слайде – загадки, отгадав которые, учащиеся убирают затенение экрана и сморят правильные ответы.
Учитель: - В русских деревнях масленица не обходилась без блинов. Ведь блин – это символ солнца, а нет солнца – нет тепла, а нет тепла, значит, плохой урожай летом будет. Во время празднования выпекалось и съедалось огромное количество блинов с разными начинками и без начинок. Даже складывались пословицы и поговорки из этого вкусного блинного обычая.
10 слайд. Даны вразброс пословицы, нужно их составить путем перетаскивания частей.
1. Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
2. Не житье, а масленица.
3. Блин не клин, брюха не распорет.
4. Не все коту масленица, будет и великий пост.
Учитель: - Давайте составим пословицы из данных на экране слов и словосочетаний, так чтобы они приняли конкретный смысл и расскажите нам о тайном смысле пословиц.
Учащиеся: выходят к доске и с помощью перетаскивания частей пословицы составляют целую.
5 этап. Проверка домашнего задания
11 слайд. На слайде записаны дни недели.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что каждый день масленичной недели имел свое название и точный смысл?
Учащиеся: вспоминают названия дней масленичной недели:
Встреча. – В этот день люди строили горки, закликали масленицу, ходили, друг к другу в гости, дарили подарки – так они встречали Масленицу.
Заигрыш – Дети до обеда катались с гор, после обеда молодежь каталась, приглядывались друг к другу, парни девушек себе примечали. По домам ряженые ходили, хозяев да масленицу хвалили.
А мы масленицу встречали,
Сыром гору поливали,
На широк двор созывали,
Да блинами угощали.
Ряженых за это угощали.
Лакомка В этот день люди продолжали ходить в гости, кататься на лошадях, кататься с гор на санках, лыжах, картонках-ледянках.
Разгуляй – Масленица - пышка на улицу вышла.
В этот день люди на только гуляли, а еще женщины выносили на улицу пряжу, чтобы она на снегу полежала, отбелилась, да еще крепче стала.
Тещины вечерки - Зять на двор – пирог на стол.
Придет зять, где сметанку взять? Эх, блин, блин, блин,
Хорошо, что не один. Продолжали ходить в гости.
Золовкины посиделки.– молодежь устраивала веселые посиделки, на которых пели песни, частушки, затевались игры.
Прощеный день.
В этот день люди с утра обычно ходили в храм, просили у всего мира прощения, затем возвращались к забавам.
12 слайд.
Учитель: Итак, люди с утра ходили в храм, а после обеда продолжались масляничные забавы. Вечером вокруг чучела Масленицы затевались игры. Завершался праздник сожжением чучела Масленицы. Считается, что все плохое от человека уходит вместе с огнем и дымом масленицы, а остается только хорошее. Когда костер уже горел, дети подбрасывали в него солому и говорили такие слова:
Масленица, прощай, на тот год опять приезжай!
Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы вспомнили эти названия.
Учащиеся: отвечают, как в масленицу называются дни, сравнивают их, приоткрыв затемнение на экране – «ширму»:
Понедельник – Встреча.
Вторник – Заигрыш.
Среда – Лакомка.
Четверг – Разгуляй. Или Широкая Масленица.
Пятница – Тещины вечерки.
Суббота – Золовкины посиделки.
Воскресение – Прощеный день.
Дети попутно дают объяснения таким названиям. Это является их домашним заданием.
Учитель: А теперь вспомним масленичные песни.
Учитель: - Встаем в круг.
- Дыхательная гимнастика.
- Голосовая разминка.
- Закличка – игра «Гори, гори ясно!» (для арт. аппарата.)
Учитель: - Как исполнялись масленичные песни?
- Так как гуляние проходило на улице, то люди пели песни громко, посылали свой голос ввысь для связи с природой.
Слайд 13. Текст песни «Весна – красна»
Учитель включает аудио-запись песни.
Учащиеся слушают запись.
Учитель:
- Какое настроение вызывает у вас эта песня?
- Пропевание учителем (дети шепотом);
- Поем хором;
- Работа над дыханием.
6 этап. Рефлексия.
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомились с масленичными обычаями, традициями и обрядами.
Давайте вспомним какие существовали обычаи в праздновании Масленицы?
Слайд 14.
Учитель: - Из указанных обрядов и обычаев уберите те, которые ими не являются.
Учащиеся: выбирают из предложенных записей на доске те, которые не являются обрядами или обычаями и удаляют их.
Учитель: Обряды. – Назовите обряды, которые показались вам магическими, волшебными?
(Сжигание Масленицы, вынос на улицу пряжу, катание младенца с горы.)
Слайд 15. Картинки с изображением детских забав.
Учитель: - Выберите зимние забавы.
Учащиеся удаляют с доски не зимние забавы.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за работу, давайте вместе дадим оценку уроку.
17 слайд. Солнышко.
Учитель: - Если вам урок понравился, то вы можете подрисовать один лучик солнышку, чтобы благодаря ему у вас на душе становилось теплее и радостнее, а на улице наступала весна. А кто хорошо работал и считает, что заработал за урок оценку 5, пусть встанет и погреется у нашего солнышка.
Учащиеся подходят к доске и рисуют лучи у солнышка.