Задания по технологии критического мышления на составление кластера по теме: «Из чего состоит опера» 
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение             "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"            с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
 Задания  по технологии критического  мышления
         на  составление  кластера  по теме: 
                    «Из чего состоит опера»
Раздаточный материал к уроку музыки  в  5 классе 
по разделу: «Музыка и другие вилы искусства»
               по программе  В.В. Алеева и  Т.И. Науменко
                                                                     Составила:
                                                                               учитель музыки
                                                                 Трушина Светлана Юрьевна
Задание на формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение найти правильный ответ  к предложенным текстам по теме;
- составить кластер по теме «Вокальные номера в опере»
Цель: формирование  умения  на  знания музыкальных терминов, из которых составляется  кластер по данной теме.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
По итогам выполнения заданий учащиеся получают по 2 оценки за работу с карточкой.
План  выполнения работы:
Шаг 1 — прочитать текст и  соотнести  его   с  музыкальной терминологией  по теме «Вокальные номера» 
Шаг 2 -  вставить правильный термин 
Шаг 3  —  составить  кластер  из терминов по теме «Вокальные    номера»
   Задание 1 – вставить нужные термины 
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
……………- вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.          
…………….- род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.        
 ……………….(франц., вместе) - законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д. .     
………………..- певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.    
……………….Главное в опере - пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.          
                Предлагаемые     для ответов  термины  оперного спектакля 
Ария ,  Хор ,   Певческие голоса,  Речитатив,       Ансамбль
Задание 2  – Составить   кластер
            
       
Вокальные номера
                                Ключи  к  заданию №  1
Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.
Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.
Ансамбль (франц., вместе) - законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.
Хор - певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.
Певческие голоса. Главное в опере - пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.
Критерий оценивания:
«5» - оформлено  5    разделов 
«4» - оформлено  4    раздела
«3» - оформлено  3  раздела
                                     Ключи  к  заданию №  2
       АРИЯ
      ХОР
Вокальные номера
РЕЧИТА -          ТИВ
   АНСАМБЛЬ
 ПЕВЧЕСКИЕ     ГОЛОСА
Критерий оценивания:
«5» -    заполнена вся таблица кластера 
«4» -   заполнены  4    объекта кластера
«3» -  заполнены  3    объекта кластера
Источник
Искусство:  Музыка. 5  класс. учебник  / Т.И  Науменко ,  В. .В. Алеев .- 4 -е изд., стереотип.-  М.  Дрофа.  2015 г