Задания по технологии критического мышления на составление кластера по теме: «Из чего состоит опера»


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"  с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Задания по технологии критического мышления
на составление кластера по теме:
«Из чего состоит опера»
Раздаточный материал к уроку музыки в 5 классе
по разделу: «Музыка и другие вилы искусства»
по программе В.В. Алеева и Т.И. Науменко
Составила:
учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Задание на формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение найти правильный ответ к предложенным текстам по теме;
- составить кластер по теме «Вокальные номера в опере»
Цель: формирование умения на знания музыкальных терминов, из которых составляется кластер по данной теме.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
По итогам выполнения заданий учащиеся получают по 2 оценки за работу с карточкой.
План выполнения работы:
Шаг 1 — прочитать текст и соотнести его с музыкальной терминологией по теме «Вокальные номера»
Шаг 2 - вставить правильный термин
Шаг 3 — составить кластер из терминов по теме «Вокальные номера»
Задание 1 – вставить нужные термины
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
……………- вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.
…………….- род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.
 ……………….(франц., вместе) - законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д. .
………………..- певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.
……………….Главное в опере - пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.
Предлагаемые для ответов термины оперного спектакля
Ария , Хор , Певческие голоса, Речитатив, Ансамбль
Задание 2 – Составить кластер


Вокальные номера




Ключи к заданию № 1
Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.
Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.
Ансамбль (франц., вместе) - законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.
Хор - певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.
Певческие голоса. Главное в опере - пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.
Критерий оценивания:
«5» - оформлено 5 разделов
«4» - оформлено 4 раздела
«3» - оформлено 3 раздела
Ключи к заданию № 2
АРИЯ
ХОР


Вокальные номера


РЕЧИТА - ТИВ

АНСАМБЛЬ

ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА

Критерий оценивания:
«5» - заполнена вся таблица кластера
«4» - заполнены 4 объекта кластера
«3» - заполнены 3 объекта кластера
Источник
Искусство: Музыка. 5  класс. учебник / Т.И Науменко ,  В. .В. Алеев .- 4 -е изд., стереотип.- М. Дрофа. 2015 г