Из чего состоит опера.
3 четверть, 2 урок (5 класс)
ТЕМА УРОКА: Из чего состоит опера.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Определить значимость тембра певческого голоса в раскрытии образа исполнителем
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить анализировать музыкальное произведение на основе тембровых характеристик.
Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная: побудить детей к общению с искусством в музыкальном театре.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
Виды деятельности учащихся:
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
- исполнение (попевка, разучивание песни)
- просмотр наглядного материала.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, экран.
- музыкальный центр
- аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.
- баян
- рабочая доска
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемые результаты
1.Организаци-онный момент (дети перечисляют жанры)
темп – спокойный, динамика – умеренно громко, лад – минор, настроение – лирическое, печальное, задумчивое
содержание: чувства, переживания.
Вид на сцену и зрительный зал Большого театра. Москва
Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к жанрам, зависящим от литературы. Назовите их.
Из перечисленных вами жанров на сегодняшнем уроке будут присутствовать песня и опера: самый простой и самый сложный виды жанров. Предлагаю вам
начать с простого. Продолжим разучивание песни «Школьный романс». Определите темп, динамику, лад, настроение. (Исполнение с учителем 1 куплета)
Как вы думаете, почему автор дал название этой песне «Школьный романс», что роднит её с романсом?
У: Начнём разучивать, но для этого, сначала распоёмся (слоги «лё-ли» по минорному трезвучию). Откройте тексты (папки на партах). Затем разучивание текста 2 и 3 куплетов. Исполнение. Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока Ария То что оперный спектакль состоит из действий, а между ними бывают антракты, мы узнали с вами на предыдущем уроке. А вот каким содержанием наполнены картины, и из чего складывается это содержание внутри картин, мы узнаем сегодня. Целью сегодняшнего урока будет: понять как тембровая окраска певческого голоса помогает исполнителю раскрыть образ персонажа.
Как называется сольный номер персонажа в опере?
(вспоминаем распределение голосов по партиям) учитель записывает на доске. Мужские: бас-баритон-тенор. Женские: контральто - альт- меццо-сопрано - сопрано - колоратурное сопрано. Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3.Актуализа-ция опорных знаний. .
Портрет Н.Римского – Корсакова.
Перед нами великий русский композитор – Н. Римский Корсаков. Его называют Величайшим среди музыкантов сказочником.
Сказочность Римский-Корсаков понимает очень широко, обобщённо. У него есть и собственно сказки: в операх- «Снегурочка» по пьесе А.Островского, «Кащей бессмертный», пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»; в симфонической музыке –«Шехеразада», «Сказка». Кроме того композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко»; легендам – в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; народным преданиям и фантастике – в операх «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».
За этими названиями - пёстрая вереница персонажей: дочь Мороза и Весны –Снегурочка, мудрый царь берендей, новгородский гусляр Садко, морская царевнв Волхова и царевна Лебедь, лесная девушка Феврония и Шемаханская царица.И у каждого своя история, своя сказка. - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
4. Изучение нового материала ( дети перечисляют)
Лель – юноша, пастушок, добрый, беззаботный, хорошо играет на рожке, красиво поёт. Благородный, человечный.
Контральто. Потому, что юноша, потому, что умеет любить и быть благородным.
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)
Красивая, беззаботная, ей нравятся песни. Но холодная. Она умеет радоваться красоте людских песен, огорчаться из-за невнимания к себе, но она неспособна любить. А ей так хочется этого.
(читает ребёнок) Зорь весенних цвет душистый Белизну твоих ланит Белый ландыш, ландыш чистый Томной негой озарит; Барской спеси бархат алый Опушит твои уста Даст улыбку цветик малый, Незабудка-красота; Роза розой заалеет На груди и на плечах, Василёчек засинеет И просветится в очах; Кашки мёд из уст польётся Чарованием ума. Незаметно проберётся В душу липкая дрёма Мак сердечко отуманит И рассудок усыпит, Хмель ланиты нарумянит И головку закружит.
СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление) Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
Сегодня в музыкальном театре идет спектакль Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вашим домашним заданием было познакомиться с сюжетом этой сказки. Давайте назовём действующих лиц этого произведения
Как и в других сказочных операх Римского-Корсакова, в «Снегурочке» миру реальному (народ, Бобыль и Бобылиха, Купава, Мизгирь) противопоставлен мир сказочно-фантастический (Весна, Мороз, Леший). Связующим звеном между ними являются пастух Лель, Снегурочка и старый Премудрый» царь Берендей.
Мы с вами остановимся на двух персонажах: Лель и Снегурочка 3-й этап.
Снегурочка и Лель (иллюстрация)
Что это за персонажи и какими их изображает Островский?
Образ Леля приобретает у Римского-Корсакова особый глубокий смысл.
Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, поэтому сольные номера (арии) этого персонажа весьма близки народным песням.
Если бы вы были композитором, какому голосу вы поручили бы исполнение партии Леля, и почему?
Послушайте песню Леля «Туча со громом сговаривалась». Тембр какой партии выбрал композитор? Определите темп, лад, настроение..Следующий главный персонаж – Снегурочка. Охарактеризуйте этот персонаж.
Весна плетёт для Снегурочки волшебный венок, надев который она должна полюбить. Каждый цветочек этого венка имеет свои чудесные свойства:
Надев венок Снегурочка, как бы перерождается. Перед всем народом Снегурочка признаётся в своей любви к Мизгирю. Но любовь для неё – гибель.
На неё падает яркий луч солнца, и Снегурочка погибает.
Какому голосу вы поручили бы исполнение партии Снегурочки?
Послушайте «Сцену таяния Снегурочки».
Определите темп, лад, настроение. 6. Распевание и разучивание 7. Домашнее задание Миф об Орфее. 8.Подведение итогов урока.
Оценки за урок. Рефлексия деятельности Действия – картины :сцены, арии , хор, инструментальные эпизоды.
молодость, резвость, чувственность Леля раскрывает тембр контральто. Нежность, красоту, вначале холодность, а затем душевность, искренность Снегурочки – колоратурное сопрано. На этом заканчивается наше знакомство с оперным спектаклем «Снегурочка».
Из чего состоит оперный спектакль?
Как выбор тембра композитором помогает раскрыть исполнителю образ персонажа?
5-й этап. Выставление отметок.
- Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки.