Конспект урока в 5 классе Из чего состоит опера


МБОУ «Белоярская СОШ №3»
Урок музыки в 5 классе
«Из чего состоит опера»
ФИО Антонова Валентина Иосифовна
Место работы МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3№»
Должность Учитель музыки, первой категории
Предмет Музыка
Класс 5 класс
Тема и номер урока в теме Урок 17. Из чего состоит опера
Базовый учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Музыка 5 класс.
2015г.

Урок музыки в 5 классе
Цель урока: определить составные части оперы
Задачи:
направленные на достижения личностных результатов:развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
размышления о многообразии профессий в мире музыки;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
направленные на достижения предметных результатов:знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
Фрагменты из опер Н. А. Римского – Корсакого «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Литературные произведения:
А.Н. Островский «Снегурочка»
Технологическая карта
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрг. Момент1 м Звучит марш из оперы Ж. Бизе «Кармен» Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
2.Актуализация знаний учащихся 3 м Ребята! Какие виды искусств вы знаете?
К какому виду искусств относится литература?
К какому виду искусств относится музыка?
Какие жанры возникли из слияния музыки и литературы?
Молодцы! Мы еще не сказали о программной симфонической музыке.
Хорошо! Мы с вами на прошлом уроке знакомились с чем?
Как вы думаете, теперь мы с вами все знаем об опере?
А хотите узнать?
И так, тема нашего урока – это ...
Молодцы!
А целью урока будет…
Правильно. (Слайд 1) Пространственные, временные, пространственно-временные.
К временным
К временным
Вокальные жанры: песня, романс, оратория, кантата.
Сценические жанры: опера, мюзикл, оперетта, балет.
Да. Еще возникла программная симфоническая музыка.
Оперу
Нет. Мы не знаем, какие бывают оперы, из чего они состоят?
Да!
Из чего состоит опера
Узнать, из чего состоит опера.
Первоначальное усвоение знаний 11 м. (Слайд 2) На этом слайде вы видите схему составных частей оперы.
Каждая опера состоит, как правило, из действий, каждое действие делится на картины, каждая картина делится на сцены, каждая сцена – на номера. Я говоря «как правило», потому что из каждого правила есть исключения!
(Слайд 3)
(Слайд 4)Инструментальные номера
Откройте учебник стр. 100, абзац 2. Читаем
Слушание: Н. Римский – Корсаков «Сеча при Кержинце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Приложение 1)
(Слайд 5) Вокальные номера
Сольные номера – это…
Особое внимание прошу обратить на арию
В учебнике на странице 99 прочитайте и той арии, которую мы с вами будем слушать
Слушание: Н. Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»
Ансамблевые номера – это…
Рисуют таблицу
Действия – акты, которые чередуются с антрактами (Антракт – это перерыв в спектакле. Он может быть музыкальным номером между картинами или перерывом, когда исполнители и зрители могут отдохнуть)Картины – меняются с изменением места действия сюжета
Сцены - ситуации, которые происходят с героями
Номера (эпизоды) - вокальные или инструментальные
Увертюра – вступление к опере, готовит зрителей к тому, что откроется, когда поднимется занавес.
Инструментальные эпизоды в опере
Читают материал учебника
Слушают, обсуждают, анализируют, сопоставляют
исполняются соло (в один голос), ансамблем (несколькими голосами) или хором (группа певцов более 14 человек)
Речитатив. Герои на сцене «разговаривают» речитативом: слова в такой музыкальной речи произносятся распевно.
Ариозо. Это тоже разговорная речь героя, но более певучая, наподобие арии.
Ария. Именно из арии мы узнаем о чувствах, мыслях, эмоциях героя. Это характеристика героя. Арии становятся знаменитыми на весь мир.
Читают
Слушают, обсуждают, анализируют, сопоставляют
Различают по количеству исполнителей
Двое - дуэт
Трое – терцет или трио
Четверо – квартет
Пятеро – квинтет
Шестеро – секстет
Семеро – септет
5.Физкультминутка 7 м. Пришло время немного отдохнуть. Прошу всех встать. Обратите внимание на размер в произведениях, которые мы прослушали
Все мы умеем дирижировать двух, трех, четырех – дольные размеры. Покажите, пожалуйста, как мы будем дирижировать арию Снегурочки из оперы «Снегурочка».
Покажите, пожалуйста, как мы будем дирижировать «Сечу при Кержинце»
А как мы будем дирижировать сложный размер 9/8?
Молодцы!
Этот сложный размер состоит из 3 – х повторений трехдольного размера. И дирижировать можно три раза по 3, т.е. рисовать 3 треугольника.


Можно рисовать один треугольник, но каждую сторону утраивая.



Либо рисовать один треугольник, вкладывая в один жест 3 восьмые ноты

Теперь дирижируем инструментальный эпизод «Сеча при Кержинце»из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» тремя разными способами. В «Сече при Кержинце» - Трехдольный размер
В арии Снегурочки 9/8
Показывают трехдольный размер.
Показывают разные варианты.
Дирижируют. Выбирают лучший, по их мнению, вариант
6.Закрепление изученного материала 8м И так опера – это текст (пение), музыка и сценическое действие. Если убрать хотя бы один компонент, получаются совсем другие жанры.
Что получится из оперы без пения или действия?
Что будет с оперой без музыки?
Мы с вами убедились еще раз, что опера – это… Вместо спектакля будет концерт симфонической музыки
Драматический спектакль.
Синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).(определение с прошлого урока)
7.Вокально-хоровая работа10м. А сейчас мы с вами обратимся к другому музыкально-сценическому жанру, и жанр этот- мюзикл. Мы уже знаем, что это такое. Музыкальный язык мюзикла впитал в себя элементы джаза и фольклора, а родина его – США.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из песен мюзикла «Том Сойер и другие» В Семенова – «Когда я стану миллионером» Разучивают песню, обращая внимание на острый ритм, окончания фраз, полутоновые интонации.
8. Итог урока2м. – Ребята, где мы сегодня побывали?
– Что услышали?
Из чего же состоит опера? (Проводится блиц – опрос)
Сегодня наш урок был посвящен значительному вокально-драматическому жанру – опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки.
К сожалению, наше пребывание в театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете оценки.
(Идет выставление оценок) В опере
Номера из оперы
Отвечают на вопросы
9.Домашнее задание
1м Домашнее задание будет состоять из трех заданий. Выбирайте любое.
Составить синквейн по теме урока;
Подготовить кроссворд;
Стр. 101 ответить на вопросы Задают уточняющие вопросы