Технологическая карта урока Из чего состоит опера



Технологическая карта урока
Программа «Музыка», авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
Учебник для общеобразовательных учреждений авторы: Т.И. Науменко, В.В. Алеев. «Музыка. 5 класс»,
Москва, Дрофа, 2011г.
Тема урока: «Из чего состоит опера»
ЦЕЛИ:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1.Организацонный
(этап мотивации)
Парты соединены для работы в группах.
7 групп -7 табличек:
«Отдел оперного либретто»,
«Отдел оперной арии»,
«Отдел оперного ансамбля»,
«Отдел оперного речитатива»,
«Отдел оперного хора»,
«Отдел оперного оркестра»
«Отдел балета и оперной постановки»,
- Прочитайте эпиграф к уроку.
Эпиграф
«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт - они кипят,
они текут, они горят».
(А.С. Пушкин)
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
- Куда приглашает нас эпиграф?
- Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!
Сегодня мы продолжаем знакомиться с самым значительным жанром вокальной музыки. Подготовка рабочего места.
Восприятие информации.
Ответы учащихся. Осознание темы урока.
Восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: Ориентация на позицию учителя и автора эпиграфа в предстоящем общении и взаимодействии. Восприятие информации Планирование своего действия во внутреннем плане. (обсуждение с одноклассниками форм деятельности и пути их достижения).
2. Проверка домашнего задания.
- И тема сегодняшнего урока «Из чего состоит опера».
Но прежде давайте вспомним, что мы знаем об опере.
Проверка домашнего задания.
Вопросы для учащихся.
-Опера – это жанр вокальной музыки. Что такое вокальная музыка?
- Почему опера считается вокальной музыкой?
-Какие виды искусства участвуют в опере?
- Что такое опера?
-На какие сюжеты обычно пишутся оперы?
-Назовите сказки и произведения литературы, сюжеты которых стали основой знакомых вам опер.
-Назовите основные особенности оперы.
-Что такое увертюра? Учащиеся дают ответы на вопросы учителя, основываясь на знания, полученные на предыдущем уроке и в результате подготовки домашнего задания, а так же из личного опыта общения с музыкой и данным жанром. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебника.
Индивидуальная работа.
Использование речи для регуляции своего действия.
Принятие и сохранение учебной задачи
3. Постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала Теперь давайте уточним, что мы будем делать на уроке. (Пояснение учителя)
Мы разделимся на группы, которые будут профессионально заниматься в разных Оперных отделах. Представитель каждой группы расскажет нам о деятельности каждого Отдела.
Я раздам вам некоторую информацию, вы можете прибегнуть к помощи учебника, и использовать ваш собственный опыт общения с музыкой и этим жанром.
На ознакомление даётся 7 минут. Работа в группе.
(опережающее задание для групп по поиску дополнительной информации к уроку)
Работа в группе.
Планирование работы в группе. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.
Вопрос 1 группе.
Чем занимается «Отдел оперного либретто»?
Вопрос 2 группе.
Чем занимается «Отдел оперной арии»? Что такое ария?
Учитель совместно с учащимися дает характеристику арии Снегурочки, поясняя, психологическую характеристику образа.
Слушание фрагмента из 4 действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакого –
«Сцена таяния Снегурочки».
Пояснение учителя по содержанию арии и психологической характеристики.
Вопросы учителя к учащимся.
Вопрос 3 группе.
Чем занимается «Отдел оперного ансамбля»? Секретный отдел, а почему он секретный мы узнаем из рассказа представителей этого Отдела.
Слушание оперного ансамбля «Квартет» из Оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (фрагмент)
Вопрос 4 группе.
«Отдел оперного речитатива».
Слушание речитатива Ивана Сусанина «Чую правду» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент)
Вопрос 5 группе.
«Отдел оперного хора».
Слушание Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент).
Вопрос 6 группе.
«Отдел оперного оркестра»
Слушание симфонической картины «Сеча при Керженце» Н.А. Римского – Корсакого. (фрагмент)
Вопрос 7 группе.
«Отдел
балета и оперной постановки»
Продолжение разучивание песни Е. Крылатова «Мы – маленькие дети».
Вокально-хоровая работа. Пение по рядам и группам. Ответы учащихся 1 группы.
Учащиеся находят значение термина либретто, детально рассказывают о значении либретто, деятельности либреттиста.
Работа с литературой поиск информации.
Ответы учащихся 2 группы.
Слушание музыкального произведения (фрагмент)
Определение характера и настроения арии и её взаимосвязи с характером героини.
Работа с литературой поиск информации. Ответы учащихся 3 группы.
Характеристика муз. ансамбля 3 группой.
Работа с литературой поиск информации.
Ответы учащихся 4 группы.
Характеристика муз. речитатива 4 группой.
Работа с литературой поиск информации.
Ответы учащихся 5 группы.
Характеристика хора 5 группой.
Работа с литературой поиск информации. Ответы учащихся 6 группы.
Характеристика муз фрагмента 6 группой.
Работа с литературой поиск информации.
Ответы учащихся 7 группы.
Работа над песней, разучивание мелодии. Работа над чистотой интонирования мелодии. Поиск разнообразных способов решения задач.
Осуществление осмысленного чтения познавательных текстов.
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Выделение существенной информации из текстов разных видов.
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Структурирование знания.
Формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Осваивают диалоговую форму общения.
Обсуждают в группе, по мере необходимости
исправляют или дополняют.
Обсуждение характера и настроения муз. произведения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
понимать возможность различных позиций других людей, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Работа в группе (опережающее задание для групп по поиску дополнительной информации). Определяют общие цель и пути её достижения.
Организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации цели и задачи, применяют их на практике.
Формирование мотивации к труду и работе на результат.
Учёт правила в планировании и контроле способа решения.
Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
5.Подведение итогов (Какой деятельности учились?) Как звучала теме урока?
Что узнали нового?
Чему научились?
Почему оперу называют самым значительным жанром вокальной музыки?
Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А о музыке мы продолжим разговор на следующем уроке.
Ответы учащихся
Научились находить в учебнике и дополнительной литературе необходимую информацию, выбирать из предложенного самое главное. Учились работать совместно в группе. Учились слушать, чувствовать, понимать и анализировать музыку. Учились правильно петь, чисто передавая мелодию песни. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Построение монологического высказывания.
Формулирование собственной позиции. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
6.Определение домашнего задания Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?
Варианты заданий по выбору учащихся.
Привести примеры опер с указанием авторов музыки и авторов литературных сюжетов.
Обязательное задание: Читать текст п.12
Предпочтения детей по определению домашнего задания по своему выбору. Осуществление синтеза как составления целого из частей 7. Рефлексия (Оценка, самооценка) Вопрос для групп-отделов: как вы оцениваете работу на уроке свою и ваших одноклассников?
Легко ли вам работалось в группе? Были ли у вас лидеры или все работали равномерно?
Оценка учителя. Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя.
Анализирование собственной деятельности.