Конспект урока чтения ЗАГАДКИ. ПЕСЕНКИ.


Урок10. Загадки. песенки
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.
Личностные:познавательный интерес к изучению произведений устного народного творчества; умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;
Регулятивные:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.
Коммуникативные:умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Урок
I. Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, пересказывая содержание сказки, отвечая на вопросы, уметь аргументировать свою позицию.
По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, понимать и интерпретировать знаки, символы, рисунки.
Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: загадка.

Ответ: песенка.
– Какие слова у вас получились?
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтения.
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, выполнять учебное действие в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
– Прочтите на одном выдохе слоги:
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак:
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок строчек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!
2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ структуры загадки, самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников и правильно его оценивать.
Эвристическая беседа:
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
У тебя есть,Что стучит без рук?
У меня есть,(Дождь.)
У дуба в поле,
У рыбы в море.
(Тень.)
– Прочтите третью пару загадок.
– О чём они?
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– О ком они?
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
3. Игра «Кто это? Что это?».
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро.
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные, осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
• Зеленый, продолговатый, сочный  –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
4. Сочинение загадок.
Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.
– Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её … (сорока).
Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного.
1. Чтение народных песенок.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснений значение слов и выражений в словаре и сносках к тексту.
– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».
– Как в песенке названа весна? Почему?
– Как еще можно было назвать весну?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил – отворил
при-гла-шай – приглашай
– Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый снег сошел – снег растаял.
– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
– С какой интонацией надо читать эту песенку?
– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
– Прочтите зашифрованные слова:

– Как их назвать одним словом?
– Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»? (Колосья.)
– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».
– Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей с колосьями.
– Сравните эту песенку с предыдущей.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая из двух песенок похожа на закличку?
– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Как придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.
Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.
Загадки:

1. Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
(Мост.)
2. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога.)
3. Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля.)
4. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий.
(Небо.)
5. Его весной и летом6. Рогатый, а не бодается.
Мы видели одетым.(Месяц.)
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. 7. Деревянные кони
Но зимние метели По снегу скачут,
В меха его одели.А в снег не проваливаются.
(Дерево.)(Лыжи.)
Ключевое слово: молодцы.
Внеурочная деятельность: сочинить загадку о ёжике.
Дополнительный материал к уроку 10
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своём виде могла быть не чем иным, как смелым вопросом пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представление о мире облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Но загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что растет без коренья?» (Камень.) «Что цветёт без цвету?» (Папоротник.) «Что бежит без повода?» (Вода.) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.
С течением времени загадка становится дидактическим средством – средством обучения детей.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
И в наше время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.