Конспект урока по литературному чтению на тему Загадки, песенки (1 класс)

Открытый урок по литературному чтению в 1»Б» классе
Тема. Загадки, песенки.
Цель: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение собирать загадки, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.
Личностные: познавательный интерес к изучению произведений устного народного творчества; умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.
Метапредметные:
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
Ребята, а зачем вы каждый день приходите в школу?
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
II. Актуализация знаний
1)Расставить по порядку таблички с названием животных, которые поселились в рукавичке: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.
2)Проверьте, правильно ли выполнено соответствие в названиях животных в сказке «Рукавичка»?
мышка попрыгушка
лягушка поскребушка
зайчик серый бочок
лисичка сестричка
волчок клыкан
кабан побегайчик
медведь батюшка

– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
III. Мотивация учебной деятельности
Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: загадка.

Ответ: песенка.
– Какие слова у вас получились?
-Что будем изучать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.
III. Первичное усвоение знаний
А вот сейчас мы и узнаем, знаете ли вы загадки.
Игра « Рассыпалась загадка»
Работа в группах по 4 человека
Собрать загадку, отгадать ее, объяснить по каким признакам отгадали, что это .
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч? (Арбуз)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт. (Банан)

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Эвристическая беседа:
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
Что стучит без рук?
(Дождь.)

– Прочтите третью пару загадок.
– О чём они?
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– О ком они?
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
IV.Первичная проверка понимания
Игра «Кто это? Что это?».
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро.
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
Звонкий, быстрый, веселый –
Вкусный, алый, сочный –
Жёлтые, красные, осенние –
Старательный, послушный, вежливый –
Аккуратная, послушная, веселая –
Новая, интересная, библиотечная –
Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
4. Сочинение загадок.
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
– Попробуем вместе сочинить загадки, а потом их отгадать.(О зайце, лисе, яблоке, ёлке, медведе, шарах) .Работаем в группах.
Физкультминутка
 Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем и
Работать начинаем.

V. Первичное закрепление
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение народных песенок.
– Прочтите зашифрованные слова:

- Что это за месяцы?
– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».
– Как в песенке названа весна? Почему?
– Как еще можно было назвать весну?
– Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый снег сошел – снег растаял.
– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
– С какой интонацией надо читать эту песенку?
– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».
– Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей с колосьями.
– Сравните эту песенку с предыдущей.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая из двух песенок похожа на закличку?
– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки, песенки?
«Солнышко»  На доске прикреплён круг от солнышка, детям заранее раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

15